ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Численность малой группы. Малые социальные группы Что означает понятие малая группа

Итак, выше мы определили, что главной социальной средой нашей жизнедеятельности несомненно являются малые группы. Часто человек сам выбирает себе эту группу, т. е. действует субъективно. О малых группах сейчас и порассуждаем.

Что же такое малая группа, как ее можно определить?

Малая социальная группа - зто небольшое по численности (от 2 до 20) объединение людей, члены которого находятся в непосредственной пространственной близости, устойчивом личном общении друг с другом, разделяют некоторые нормы, ценности, образцы поведения и осуществляют неформальный непосредственный контроль друг за другом. Разумеется, подобное определение, как и всякое иное, далеко от совершенства.

К сказанному выше можно добавить и то, что малая группа - это первичная организация людей, что она предполагает и добровольность вступления в нее, и относительную длительнось своего существования, и высокую эмоциональность отношений между участниками, нормальную атмосферу общения, общие цели и т.п. Нелишне здесь сказать о том, что не только члены малых групп четко осознают свою принадлежность к ним, но и другие люди, не принадлежащие к этим группам, также это осознают, признают. То есть здесь имеет место единство объективного и субъективного.

Пожалуй, самое важное, о чем целесообразно сказать, - это то, что через малую группу осуществляется взаимосвязь личности с обществом, если даже подобное не всегда заметно. Прежде всего, в малой группе человек осознает себя общественным существом, действующим субъектом, личностью. Через нее индивид социализируется, приобретает необходимые социальные свойства, воспринимает или отвергает те или иные нормы, установки, ценности, реально осознает свою социальную сущность, статус, выполняет многие социальные роли. Малая группа - это своего рода социальное пространство, где реализуется статусно-ролевое положение личности.

В реальной общественной жизни каждый человек функционирует, как правило, во множестве различных малых групп, в силу чего важно разобраться, какие же разновидности этих групп имеют место, в чем их своеобразие, особенности.

Мнения социологов и психологов по этому вопросу весьма разноречивы. К примеру психологи выделяют до 50 разновидностей групп. Отбросив крайности, с некоторыми оговорками, картину классификации малых групп в самом общем плане можно представить следующим образом.

I. Все малые группы можно разделить на формальные и неформальные (подобное деление впервые предпринял американский социолог Э. Мэйо). Определенность подобного деления на практике не всегда очевидна, но она, тем не менее, логична.

А. Под формальной понимается такая группа людей , членство в которой связано с профессиональной деятельностью , регламентируется формальными нормами , правилами , институтами. В формальной группе:

  • отношения строго фиксированы, нейтральны , хотя в отдельных случаях могут быть как напряженными, так и дружественным и;
  • функционирует иерархическая структура власти.

Все члены группы находятся под формальным контролем. Есть формальный лидер;

  • действуют договорные отношения ;
  • имеет место групповое сознание, ясное понимание цели, идентификация;
  • выполняются четкие конкретные задачи. Определены статусы и роли;
  • функции разделены, рационализированы, дифференцированы, предписаны. Главная функция - трудовая , т.е. выполнение тех или иных производственных задач;
  • деятельность членов группы стимулируется и вознаграждается. Имеют место санкции :
  • группа устойчива, стабильна , хотя постоянно обновляется;
  • официальным регулятором отношений в формальной группе является производственный кодекс (рабочий или военный устав). Девиз такой группы: «Не трогай меня и я тебя не трону! Знай свое место и дело»

Примерами формальных групп являются экипажи корабля, самолета, производственная бригада, кафедра, маленькая организация и, с оговорками, - студенческая группа и другие.

Б. Неформальная группа - это такое объединение людей , которое возникает на основе межличностных связен, интересов, ценностей и отношения в котором строго не регламентированы. В неформальной группе:

  • отношения не формализованы, они носят дружеский или приятельский характер. Жестких договоренностей нет, господствует компромисс;
  • каждый член этой группы рассматривается как единомышленник (по большинству вопросов) или даже как свой, родной, близкий, желанный;
  • иерархическая структура власти отсутствует , хотя может иметься неформальный лидер;
  • статусы и роли не предписаны ;
  • функции членов группы схожи, хотя некоторая «специализация» может иметь место. Главная функция группы - эмоционально-развлекательная, досуговая. Не исключены и производственные аспекты. Иногда проявляет себя защитная функция. Само собой обнаруживаются функции общения и социализации ;
  • деятельность членов группы материально не стимулируется; вознаграждения отсутствуют. Однако имеет место поддержка того или иного члена группы в трудной ситуации;
  • регулятор отношений - общественное мнение (похвала, критика, эмоциональная реакция).
  • Группа может носить как устойчивый, так и неустойчивый, временный характер.

Девиз неформальной группы: «Мы все друзья!». Примерами неформальных групп являются: компания друзей, группа по интересам (болельщики, рыболовы, книголюбы). Неформальная группа может составлять ядро формальной группы, формировать атмосферу в ней, задавать тонус жизнедеятельности.

В формальных группах может возникать несколько неформальных групп, отношения между которыми нейтральны, а порой конкурентны. Чаще всего члены формальной группы стремятся войти в ту или иную неформальную группу, тем самым получить надежную опору и поддержку. Разумеется, нс все члены формальной группы, в силу различных причин (высокомерия, неполноценности, излишней критичности) включаются в неформальные связи. Их девиз: «Я сам по себе!».

Нередки случаи одновременного вхождения индивида в несколько неформальных групп - по месту работы (учебы), жительства, занятий спортом, отдыха, причем, он везде способен быть «своим». Однако при этом наблюдается прерывность, эпизодичность контактов, что приводит рано или поздно, к ревности одной из групп, а также интеграции отдельных ipynn в единую, благодаря ярко выраженному лидеру.

Наиболее эффективными неформальными группами являются такие, члены которых взаимодействуют регулярно, т.е. вместе трудятся и отдыхают. Резкие перемены в жизни индивида (женитьба, замужество, смерть близких людей, смена места жительства, работы и другое) приводят к потере связей с неформальной группой, ее возможному распаду.

В. В реальной жизни общества имеет место и промежуточный, формально-неформальный , а точнее делинквентный вид малых групп. Это особый вид группы, имеющий широкое распространение. Речь идет о преступных группировках. Они действительно являются неформальными с точки зрения их статуса и выполняемых их членами ролей. Общество ни юридически, ни морально их нс санкционирует, а наоборот - борется с ними.

Однако в силу объективных причин (трудности в экономике, безработица, отсутствие профессиональной квалификации, несправедливость, коррупция, слабая эффективность правоохранительной системы), а также субъективных факторов (желание разбогатеть любыми средствами, устрашить, отомстить, компенсировать личные неудачи, продемонстрировать мускулы) подобные группы, тем не менее, постоянно возникают и своей сетью опутывают всю территорию едва ли не каждой страны. Будучи неформальными, по своему статусу, они, тем не менее, жесточайшим образом формализованы. Иначе говоря, они представляют собой синтез неформальных и формальных связей. Для делинквентных групп характерны следующие признаки.

  • Вхождение в группу на основе личных связей, протекции, проверки на пригодность, преданность.
  • Строго фиксированные зависимые отношения, которые могут быть как дружественными, так и конкурентными (даже антагонистичными).
  • Четкое распределение функций, определёность внутригрупповых статусов и ролей каждого, строго иерархические структуры, наличие явного лидера и ближайших его помощников.
  • Скрытый (секретный) характер функционирования.
  • Деятельность членов группы стимулируется и хорошо вознаграждается в случае успеха, в случае неудачи - следуют жесткие негативные санкции.
  • Устойчивость группы, ее стабильный состав, выход из состава группы практически невозможен.
  • Высокий уровень исполнительности, ответственности за порученное дело.
  • Антиобщественный, преступный характер деятельности.

Регуляторами отношений являются негласный кодекс, воля лидера, страх, насилие. Девиз такой группы: «Делать все, что прикажут!».

II. В социологии принято также классифицировать группы на первичные и вторичные. Понятие первичной группы введено американским социологом Ч. Кули по отношению к семье. Затем это понятие приобрело у него более широкий смысл и распространялось на дружескую группу детей-сверстников, традиционное соседство, группу друзей, клубы, братства, влюбленных, даже студенческую группу [см. 4, с. 328-333].

Первичной группой является такая , которая характеризуется тесным стабильным общением и сотрудничеством. Она первична тем, что дает индивиду самый ранний , законченный и, пожалуй , самый эффективный опыт социального единства и партнерства.

Главная цель первичной группы - формирование социализированного индивида, общественных идеалов, норм и ценностей, воспитание личности. Именно первичная группа является главным связующим звеном между обществом и отдельным человеком.

Первичной группе свойственны следующие признаки.

  • Малочисленный состав, пространственная близость ее членов , схожесть индивидуальных качеств.
  • Жесткое взаимодействие индивидов, их слияние в единое целое, где «Я» превращается в «Мы». Девиз первичной группы «Мы все - одна семья!».
  • Доминирование общего, целого над индивидуальным, частным; подчиненность дисциплине общего духа, стремление к достижению общего результата.
  • Взаимная помощь, симпатии, сердечная привязанность , честная игра, эмоциональность.
  • Самоуправляемость , неформальный контроль, хотя возможны элементы формального контроля.
  • Чувство социальной справедливости.
  • Статусы и роли могут быть как предписанными, так и не предписанными.
  • Деятельность членов группы может стимулироваться.

Вторичная группа - это такая , в которой индивиды опосредованно связаны своей деятельностью по достижению общей цели . Вторичная группа содержит в себе несколько или множество первичных групп , т.е. ее состав относительно многочисленный.

Во вторичной группе имеются следующие черты.

  • главное - умение выполнять профессиональные функции;
  • межличностные взаимодействия осуществляются эпизодически , либо вовсе отсутствуют;
  • личные качества, особые черты индивида существенного значения не имеют;
  • взаимная помощь, симпатии, привязанность как правило отсутствуют ;
  • статусы и роли членов группы малозаметны, существенного значения не имеют;
  • формальное и неформальное лидерство не существенно , либо вовсе отсутствует.

Регулятор отношений - административный кодекс (приказы, решения руководства). Девиз вторичной группы: «Каждый сам по себе!».

В качестве вторичной группы для рабочего может выступать заводской коллектив, для студентов - коллектив факультета, института.

III. Малые группы социологи и психологи также делят на референтные и проблемные. Понятие референтной группы ввели американские исследователи Г.Хаймен и М.Шериф. Основательно проблемой референтных групп занимался Роберт Мертон [см. 5, 360-561].

Под референтной группой имеется в виду реальная или воображаемая группа , система норм , ценностей и форм поведения которой является для индивида эталоном , своеобразным жизненным образцом и стандартом , критерием самооценки и оценки других людей, относительно господствующих в обществе идеалов и ценностей. В социологии выделяют две разновидности референтных групп.

  • 1. Реальная группа (или группа членства), элементом которой индивид непосредственно является, или был таковым. Скажем, студент перевелся из одной академической группы в другую. Нынешнюю группу он считает образцовой, ни с чем несравнимой. Она для него референтна и выполняет определяющую роль в его жизнедеятельности.
  • 2. Чисто референтная (воображаемая) - т.е. такая группа, членом которой человек не является и никогда не был. Но собственное поведение, взгляды и ценности он соотносит с этой группой. Воображаемая группа существует только в представлениях личности, в ее сознании в виде неких идеалов, персонажей, даже героев. Скажем, любитель музыки идентифицирует себя с группой «Битлз» или с Орфеем; футболист - с мадридским клубом «Реал» или Пеле; студент - с Оксфордским университетом.

Некоторые социологи (например, П. Штомпка) пишут о так называемой негативной референтной группе, которая вызывает у индивида отвращение и от которой он стремится дистанцироваться и пользоваться нормами и правилами поведения, противоположными тем, что приняты в таких группах [см. 10, с. 228-229].

Проблемная (целевая) - это искусственно созданная , формально организованная группа для исследования и решения четко сформулированной проблемы или поиска некоего оптимума. Для нее характерны:

  • кратковременность существования;
  • высокая интенсивность взаимодействий , сильно развитая коммуникация;
  • высокий профессионализм , формализованное™ отношений;
  • заинтересованность в действии, в достижении результата, сильная мотивация, стимулирование ;
  • высокий или достаточный уровень сплоченности ;
  • четкая координация ее деятельности, предписан- ность статусов и ролей ;
  • формальный регулятор отношений - решения, постановления вышестоящих органов.

Девиз такой группы: «Мы делаем важное дело!».

Примерами таких групп являются группы по подготовке законов, важных государственных решений, научно-технических проектов, реформ и т.п. (направленных на создание какого-либо оружия, препарата).

В различных социологических источниках ведут речь о таких группах:

  • - значимые, т.е. которым индивид придаёт наибольшее значение;
  • - инклюзивные, т.е. открытые группы, куда принимаются все желающие;
  • - многофункциональные, т.е. группы, члены которых предпринимают самые разные виды деятельности;
  • - ненасытные - группы требующие от своих членов максимальной отдачи сил и абсолютной лояльности;
  • - однофункциональные - специализированные группы, члены которых занимаются одним видом деятельности;
  • - тоталитарные - группы, которые контролируют всю жизнь своих членов и постоянно вмешиваются в эту жизнь;
  • - эксклюзивные - замкнутые группы, вступление в которые обусловлено очень строгими требованиями;
  • - ингруппа, т.е. такая группа, по отношению к которой личность испытывает чувство идентичности или принадлежности;
  • - ауттрунна - такая группа, по отношению к которой личность не испытывает чувство идентичности или принадлежности;
  • - группа равных - т.е. такой коллектив, члены которого имеют определённые общие характеристики;
  • - когорта - все люди в рамках того или иного относительно замкнутого сообщества, родившиеся в пределах одного года или нескольких лет;
  • - агрегат - скопление людей в общественном месте, не представляющее собой единую сплочённую группу и т.д.

IV. В социологии, например у А. И. Кравченко, можно встретить и такую типологию, как номинальные и реальные группы [см. 2, с. 183-186].

Под номинальными группами понимают такие, которые служат условным обозначением для каких-либо целей, скажем для статистического учета. К таким группам, например, относят:

  • состоящих на учете в психдиспансере;
  • проживающие в коммуналках;
  • пассажиры электричек;
  • любители твиксов, гамбургеров и т.д.

Это условные группы. Профессиональные социологи ими занимаются мало.

К реальным группам относятся те, о которых речь шла выше. Имеются и другие классификации малых групп.

В заключение этого параграфа рассмотрим, какие факторы определяют жизнедеятельность этих групп, их устойчивость, эффективность, функциональность. В качестве определяющих факторов можно выделить следующие.

  • 1. Численный состав малых групп (формальные - до 20, неформальные 3 - 5). Чем малочисленной группа, тем она эффективней.
  • 2. Тип лидерства (имеется явный лидер или его нет. Если есть, то какой он - авторитарист, тоталитарист или демократ).
  • 3.Возраст участников группы (у людей среднего возраста и пожилых группы стабильнее, рациональнее, у молодых - менее стабильны и более эмоциональны.
  • 4. Образование членов группы, их ценностные ориентации. Более высокий уровень образованности способствует стабильной, устойчивой, рациональной жизнедеятельности.
  • 5. Характер осуществляемой работы (где соразмерный ритм труда - проблем меньше, где напряженный - больше).
  • 6. Время существования группы.

Главный критерий проверки устойчивости, эффективности малой группы - экстремальная ситуация, беда. В этот период проявляется подлинная сущность каждого члена группы, его истинная или ложная принадлежность к ней. Экстремальная ситуация - это еще и надежный способ отсеивания случайных, «примазавшихся» к

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

– осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;

– внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;

– потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

По различным основаниям выделяют несколько разновидностей групп:

Большие и малые;

Условные и реальные (контактные);

Постоянные и временные;

Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.

Малая группа – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. К таким группам относятся, например, семья, школьный класс, трудовой коллектив и т. д. Малая группа – это всегда реальная (или контактная) группа, ее отличительным признаком является пространственное и временное соприсутствие людей, которое делает возможным общение и взаимодействие членов группы. Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Малые группы могут быть формальными (официальными) или неформальными (неофициальными). В первом случае группа имеет нормативно закрепленную структуру, назначенного или избранного руководителя, члены группы имеют юридически фиксированные права и обязанности; во втором – группа не имеет юридического статуса и характеризуется в основном своей сложившейся системой межличностных отношений.



Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.

Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:

1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;

К формальным характеристикам относятся число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.

Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения являются групповые нормы – это совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению ее устойчивости и стабильности.

Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.

Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.

Совокупность процессов, которые происходят в малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:

Образование;

Функционирование;

Развитие;

Стагнация (застой);

Внутри группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.

По характеру, содержанию и направлению деятельности лидеры бывают нескольких типов (рис. 17).

Рис. 17. Классификация понятия «лидер»

Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.

В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.

Если лидером невозможно стать до тех пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:

♦ демократичный стиль – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;

♦ либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.

На практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.

Социально-психологичеческую структуру группы характеризует также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная (рис. 18) и децентрализованная (рис. 19).

Рис. 18. Централизованная структура каналов коммуникаций

Рис. 19. Децентрализованная структура каналов коммуникаций

Централизованная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.

На практике выбор той или иной структуры определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Коллектив

Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

Основные признаки коллектива:

– общая деятельность;

– соответствие деятельности социально значимым целям;

– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

– сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

Высокой сплоченностью;

Ценностно-ориентационным единством;

Коллективистским самоопределением;

Социально-ценностным характером мотивации;

Наличием общественного мнения;

Традициями;

Устоявшимися взаимоотношениями.

Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

♦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

♦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

♦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.

Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса социологических и психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Европе и России. Множество подходов, определений, постановок проблемы – и еще больше критики в адрес оппонентов. Сегодня невозможно представить систему социологического знания без раздела о структуре, динамике и культуре малой группы. Но было время, когда социологи обходились без него: XIX в. прошел при доминировании проблематики общества, понятого в глобальном масштабе, и индивида, которым по традиции занималась психология.

Правда, Макс Вебер пытался вернуть индивида социологии, рассматривая его как социального актора. Считающийся основателем социальной психологии Габриэль Тард также не обращал внимания на группу. Общественные процессы он объяснял действием психологического механизма подражания, а элементарным фактом социальной жизни считал отношения между нашим и другим "Я". Другой лидер европейской социологии, Эмиль Дюркгейм, писал не столько об индивиде, сколько о коллективном сознании общества и также обошел вниманием группу. Немецкий социолог Георг Зиммель хотя и занимался изучением группы, она осталась скорее на периферии его обширного философско-культурного знания. Настоящее открытие социальной группы принадлежит практичным американцам, в частности Чарльзу Кули и Джорджу Миду. Они сконцентрировали внимание на межличностном взаимодействии – "интеракции", поэтому направление, в рамках которого изучалась группа, называется символическим интеракционизмом. Случилось это в начале XX столетия.

Открытие группового феномена произвело в мировой социологии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и др.

Малая группа послужила между индивидом, большими группами и обществом соединительным мостиком, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Роль соединительного звена в научном знании выполняла также социальная психология – пограничная дисциплина, вобравшая в себя все лучшее от психологии и социологии. В социальной психологии место анкеты занял тест (особый измерительный инструмент), место полевого исследования – лабораторный эксперимент. За последние десятилетия социальным психологам удалось провести немало интереснейших экспериментов, в которых изучалось оказываемое на индивида давление малой группы.

Малой группой обычно называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Примеры: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.

Существует огромное количество определений малой группы (около сотни). При знакомстве с ними бросается в глаза их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.

Наибольшую известность получили следующие определения малой группы:

  • некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно небольшое, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников (Дж. Хомане);
  • немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений (Г. М. Андреева);
  • совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность и считаются членами данной группы с точки зрения других (Р. Мертон);
  • некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его (Р. Бейлз).

Список признаков и требований, которым должна отвечать совокупность людей для того, чтобы именоваться малой группой, сегодня превышает список лауреатов Нобелевской премии, а он, как мы знаем, весьма немаленький.

Так, А. И. Донцов выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе .

  • 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  • 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  • 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  • 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
  • 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
  • 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  • 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  • 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Признаки малой группы, которые чаще всего указывают ученые.

  • 1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний – два. Если группа превышает "критическую массу", то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам большинство малых групп включает не более семи человек.
  • 2. Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.
  • 3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
  • 4. Число связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как количество членов группы возрастает в арифметической прогрессии. Так, в группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек – 11, а в группе из 7 – 120 связей.
  • 5. Чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. Например, в группе из пяти человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти – семи человек считается оптимальной.
  • 6. Размер группы зависит от характера ее деятельности. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из шести-семи человек, а парламентские комитеты, запятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14–15 человек.
  • 7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.
  • 8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимул других поступать так же. Если кто-то перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, он изгоняется из группы.
  • 9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Со свойствами малой группы тесно связаны элементы ее структуры . К ним относят:

  • 1) предмет, цели, задачи совместной деятельности;
  • 2) характер и содержание деятельности;
  • 3) систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.

Структура малой группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики . Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 1940-х гг. под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и др.

В поле зрения ученых сегодня находятся вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и решения конфликтов, модификации поведения, групповых норм, ценностей и целей.

Групповая структура – это своеобразная иерархия престижей и статусов членов группы. В социометрической практике она определяется по количеству взаимных выборов в малой группе.

Групповой эффект представляет собой влияние неформальной группы на поведение отдельных индивидов. Он заключается в том положительном, что привносит группа в работу индивида, в частности, достижение таких результатов, которые не под силу сумме разрозненных индивидов. Важной составляющей группового эффекта является психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества.

Групповые нормы – это совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом, организацией) и играющих важную роль в регулировании поведения членов данной группы, формировании характера их взаимоотношений. Подобные нормы – специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и общества в целом. Групповые нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного своего участника с выработанными эталонами и осуществлять достаточно эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля над деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Вместе с тем групповые нормы могут блокировать восприятие группой нового и препятствовать перестройке всей деятельности в изменившихся условиях.

  • См., например: Донцов А. И. О понятии "группа" в социальной психологии // Социальная психология: хрестоматия. М., 2003. С. 175–182.

Малые группы – это социально-психологические общности, играющие важную роль в обществе. В малые группы включаются различные внутригрупповые отношения (семейные, профессиональные и т.д.).
В малой группе индивид социализируется, приспосабливаются к общественной жизни.

Социологи исследуют вопросы функционирования малых групп. Так, выделяют следующие концепции:

1.Социометрический подход . Представителем данного подхода в социологии является Дж. Морено.
Суть данного подхода заключается в количественном измерении уровня отношений симпатий и антипатий в группе.

2. Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.

3. Теории группового поведения – бихевиоризм (Представитель - П. Сорокин). Здесь изучаются взаимодействия между членами группы, групповые конфликты, мотивы групповой динамики и т.д.

Социологический подход изучения малых групп предполагает анализ групп как микросистем реализации социальных отношений. Такими отношениями выступают трудовые отношения, обычаи и традиции группы, лидерство и престиж и т.д.

Признаки малых групп

Признаками малых групп являются следующие:

  • немногочисленный состав;
  • общность групповых ценностей и норм;
  • совместная деятельность;
  • устойчивость межличностных контактов и т.д.

Таким образом, малые социальные группы – это немногочисленное объединение людей, характеризующееся общностью ценностей, норм, интересов членов группы, в которой происходит социализация личности.

Малые группы имеют пределы количественного состава:

  • нижний предел – 2-3 человека (Г.Зиммель ввел термины «диада»и «триада»);
  • верхний предел – 7–12 человек. В таких группах наблюдается устойчивость связей и непосредственность контактов.

Типология малых групп

Выделяется типология малых групп по различным основаниям:
I. По глубине и характеру отношений между членами группы выделяют:

1. Первичные группы - объединения людей, характеризующиеся тесными связями, устойчивыми неформальными отношениями и эмоционально окрашенными контактами. Для первичных групп свойственно коллективное единство, восприятие себя как «мы», а так же возникновение противоречий и конфликтов.

Примером первичной малой группы выступает семья.

Будучи малой социальной группой, семья интегрируется в тот сегмент общества, компонентом которого она является. Поэтому интересы и потребности семьи удовлетворяются предоставленными обществом возможностями. Эти возможности семьей реализуются в широком спектре общественных отношений: родственных и брачных, социальных и правовых, экономических и хозяйственно-бытовых, эмоциональных и психологических, этических и нравственных.

В семье личные потребности организуются, упорядочиваются на базе принятых в обществе культурных норм, социальных образцов, ценностей и ценностный ориентаций. Таким образом, они приобретают характер социальных функций.Семья – это жизненно необходимая среда для оптимального и всестороннего развития личности. Семья, являясь первичной инстанцией социализации личности, транслирует из поколения в поколение этносоциокультурные традиции и ценности народного воспитания. Она участвует в накоплении, сохранении и передаче новым поколениям трудовых навыков, содействует преемственности культуры.

2.Вторичные группы представляют собой объединения людей, взаимосвязь которых носит безличный характер, формализованное взаимодействие. У таких групп сохраняется наличие общей цели, однако между членами группы не обязательны личностные отношения.

Примерами таких групп могут быть студенческая группа, профессиональный коллектив, спортивный клуб и т.д. Вторичные группы направлены на реализацию общих целей и задач, в то время как первичные группы ориентированы на укрепление межличностных отношений внутри группы.

II. По способу организации деятельности группы и формы социального контроля выделяют:

1.Формальные группы – объединения людей, деятельность которых регламентирована официальными правилами (институтами).

Формальные группы имеют следующие признаки:

  • четкое распределением ролей (руководитель – подчиненный);
  • заданность и строгость внутригрупповых отношений;
  • необходимость выполнения условий;
  • иерархию и ранжированность группы;
  • санкции за невыполнения предписаний.

2.Неформальные группы – это объединения людей, осознанно или стихийно созданные на основе общих интересов и ценностей. Отношения в таких группах строятся на относительной независимости и свободе, цель нечетко выражена, социальный контроль основывается на традициях и выражает групповое мнение.

Особенностями неформальных групп является ситуативность их объединения, недолговечность, стихийность ролей. Неформальные группы делятся на социально значимые (группы любителей йоги, дружеские компании) и асоциальные (девиантные группы – алкоголики, наркоманы и т.д.)

III.По продолжительности функционирования выделяют:
1. Устойчивые группы: первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада,) и статусные (профессиональные) группы.
2. Временные малые группы: целевые группы (научные группы, дизайнерские группы, группы давления и т.д.) и ситуативные группы (экскурсионные группы, пассажиры купе и т.д.)
3. Референтные группы – группы сравнения, в которых человека сам выбирает для себя ценности и нормы, хотя сам может к ним и не принадлежать.

Существует три вида референтных групп:

1. Нормативные референтные группы – объединения людей, ценности и нормы которых способствуют формированию личностных качеств индивида и предопределяют его дальнейшие действия (семья, друзья, коллеги).

2.Позитивные референтные группы - объединения людей, в которые человек стремиться войти (досуговые, спортивные группы).

3.Негативные референтные группы – это группы, в которых личность отвергает существующие ценности и пытается дистанцироваться
(наркоманы, преступники).

Референтные группы подразделяются на:

  • реальные (образец, норма для личности);
  • воображаемые (идеалы для подражания).

В социологии референтная группа может выступать источником социальной мобильности.

IV. По степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют следующие виды малых групп:

  1. Открытые (чаще всего неформальные);
  2. Закрытые (формальные группы, организации).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter