ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Денежная реформа С. Денежная реформа Результат денежной реформы С.Ю

Денежная реформа С.Ю. Витте по праву считается важнейшей темой как целом комплексе его же реформ, так и в развитии индустриального общества конце XIX — начале XX века. Однако за многие годы переписывания школьных учебников многие так и не знают, в чем же собственно заключалась денежная реформа Витте? У всех на устах, что он ввел золотое обеспечение рубля..., и всё что ли?

Поэтому мы считаем своим долгом разобрать эту реформу детальнее. Кстати, этим постом мы продолжаем начатую ранее тему: так вы можете ознакомиться также о известном советском денежном реформаторе .

Предпосылки денежной реформы С.Ю.Витте

В догматической исторической литературе доминирует мнение, что предшественникам Сергея Юльевича Витте не удалось сделать то, что сделал этот великий реформатор. На самом деле все обстоит так, что денежная реформа Витте как раз завершила финансовые мероприятия Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 годы) и И.А. Вышнеградского (минфин с 1887 по 1892 годы). Также необходимо помнить, что финансовое развитие было неотделимо от и других важных исторических процессов.

И.А. Вышнеградский (минфин с 1887 по 1892 год)

Вот каких целей пытались добиться все эти государственные мужи в области государственных финансов:

Переход к сбалансированному бюджету. В Российской империи второй половины XIX века бюджет был дефицитный. Причина такого бюджета, при котором государственные доходы ниже государственных расходов, был в том, что налоги собирались только с крестьян да с рабочего люда. Зажиточные слои особо налогов не платили. Следовательно первейшая задача для перехода к сбалансированному бюджету была в необходимости перехода к справедливому налогообложению.

Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 год)

Так, в целях реализации такой политики Бунге отменил подушную подать в 1883 году с крестьян, одновременно с этим были понижены выкупные платежи.

Второе финансовое бедствие России — кредитные займы. Государство покрывало дефицит бюджета новыми внешними кредитами. Выход из этого положения был в том, чтобы предоставить населению возможность брать дешевый кредит для своих нужд, тем самым собирая свой процент в казну. Частично это было достигнуто в 1882 году созданием Крестьянского поземельного банка.

Третья задача , которую решали опять же все министры финансов — стабилизация рубля на мировых финансовых рынках, крупнейшим и богатейшим из которых был французский. Стабилизировать рубль можно было только одним способом — ввести металлическое денежное обращение наряду с бумажным. Проблема была в том, что не было в России столько золота, чтобы ввести золотое обеспечение рубля — самое надежное.

Рассмотрим, как все это решал С.Ю. Витте.

Суть денежной реформы С.Ю. Витте

Благодаря финансовой политике предшественников, Россия мало-помалу пришла к сбалансированному бюджету. Этого удалось добиться благодаря жесточайшей экономии, усиленному экспорту хлеба, а также игрой в деньги на международной валютной бирже.

Денежная реформа С.Ю. Витте заключалась в повышении доходов казны, введению, наконец, золотого обеспечения рубля и переходу к более справедливой системе налогообложения, расширение государственного железнодорожного хозяйства. Рассмотрим все это детальнее.

В целях повышения доходов казны, что как мы уже успели выяснить, это надо было для сбалансированного бюджета, государство в лице С.Ю. Витте повысило налоги на спиртное: на продажу пива налог вырос на 50 %, питейный акциз вырос с 9, 25 копеек до 10 копеек, с продаж фруктовых водок — с 6 до 7 копеек, нефтяной акциз вырос на 50 %, табачный акциз — на 50 %. В 1893 году был введен квартирный налог, что обложило податью владельцев какой-никакой недвижимости. Одновременно был отменен налог на получение наследства ближайшими родственниками, который был введен ещё при предшественниках С.Ю. Витте.

В дальнейшем питейная торговля при Витте была ограничена, а в конце концов была введена государственная монополия на продажу спиртного.

Причинами такого повышения налогов был ещё и жесткий неурожай хлеба в 1891 году, в результате которого хлеб не то, что не удалось вывезти на продажу, - вымерло от голода население — около 800 — 900 тысяч крестьян. Так что у голода 1932 года были предшественники, о чем забывают многие либерально настроенные граждане. Вообще, чтобы лучше запомнить историю России 20 века, рекомендую ознакомиться с .

Так долго ожидаемое металлическое обращение денег было утверждено в ходе денежной реформы С.Ю. Витте высочайшим указом от 8 ноября 1895 года. Теперь можно было совершать сделки с использованием золотых денег по курсу: за 1 рубль золотом к 1 рублю 50 копейкам кредитным рублем (кредитные рубли были введены Е. Ф. Канкриным ещё при Николае Палкине). 3 января 1897 году утверждена государственная чеканка золотых монет для денежного обращения: империалов и полуимпериалов с номинальной стоимостью 15 рублей и 7 рублей 50 копеек соответственно.

«Добить» девальвацию удалось в том же 1897 году указном о выпуске кредитных билетов (рублей) под обеспечение золотым запасом. Обеспечение золотым запасом означает, что ты можешь прийти в банк и обменять рубль бумагой на рубль золотом по установленному государством курсу.

Следует также помнить, что в денежную реформу С.Ю. Витте входило и вспомогательное хождение серебряной монеты, что было окончательно установлено в 1898 году. Денежная реформа Витте окончательно завершилась 7 июня 1899 года , когда был издан новый монетный устав Российской империи.

Результаты денежной реформы С.Ю. Витте

В конечном итоге, в результате денежной реформы С.Ю. Витте, денежное обращение Российской империи конца XIX — начала XX века стало полностью золотым. Если у тебя есть слиток золота не меньше чем 900-й пробы, ты мог прийти в банк и начеканить себе золотых монет, достоинством в 15 рублей (империал), 10 рублей, 7 рублей 50 копеек (полуимпериал) и 5 рублей.

Все бумажные деньги выпускались только под обеспечение золотого запаса Российской империи. Такие меры повысили ликвидность российского рубля на мировой арене, и создали условия для ещё большего притока в российскую экономику западных инвесторов.

Вы должны понимать, что тема эта очень обширна и невозможно в одном посте учесть все нюансы. Эти нюансы, равно как и другие важнейшие в истории России события, исторические явления и процессы раскрыты в моем авторском видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» :


Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до 500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально было обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

«Результаты педагогической деятельности» - Концепция и задачи педагога. Не теряй веру в себя. Показать всё, на что вы способны. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 10 заповедей творческой личности, выведенные П.Вайнцвайгом: “Будь хозяином своей судьбы. Результативность работы. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением”.

«Оценка достижений планируемых результатов» - Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта. Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов. Выбери верное выражение для решения задачи. Роль и функции новой системы оценки достижения планируемых результатов.

«Денежные средства» - Наличные. Каковы главные признаки товара, способного играть роль денег? Деньги. Банковские. Кто может печатать деньги? История возникновения денег. Бумажные деньги 910 г. - в Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Какие блага чаще всего играют роль сокровищ? Почему в качестве государственных сокровищ обычно используют золото, а не антиквариат?

«Результаты деятельности организации» - А.Ф. Иоффе) Структура показателей: Дифференциация организаций по уровню конкурсного финансирования НИР. Внедрение единой системы оценивания: Форма результатов оценивания. Качество и результаты НИР. Базовые ресурсы. Внедрение единой системы оценивания: Формирование оценочных комиссий. Оценивание результатов деятельности организаций в государственном секторе науки.

«Денежные функции» - Товаро-деньги. Монетные деньги первоначально чеканились из драгоценных металлов: золота и серебра. Денежный доход. Монетные деньги. Бумажные деньги (банкноты). Деньги как средство обмена. Ликвидный рынок. Постепенно "рубленые" части слитков превратились в монеты. Электронные деньги. Мера стоимости.

«Денежная система» - План лекции. Эмиссия. Система металлического обращения. Основные черты современной денежной системы зарубежных стран: Понятие и элементы денежной системы. Денежная система. Современные денежные системы зарубежных стран. Система бумажно-кредитных денег. В зависимости от вида денег: система металлического обращения система бумажно-кредитного обращения.

«Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило её, будто ничего не было... И ни единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей».

C . Ю. Витте.

7 (19) июня 1899 г. императором Николаем II был утверждён Монетный устав, завершивший денежную реформу министра финансов Сергея Юльевича Витте , в результате которой был совершён переход к полной золотой конвертируемости русского рубля.

Устав состоял из вводной части и 3-х глав: О монетной системе; Об обращении монеты; О Санкт-Петербургском Монетном дворе (управление Монетным двором; Предметы и порядок деятельности Монетного двора).

Монетный устав 1899 г. объединил все законоположения денежной реформы 1895-1897 гг., которая привела к ликвидации серебряного рубля, как основной денежной единицы Российской империи. С 29 августа 1897 г. до 1915 г. по указу об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом, серебряный рубль превратился в физическое платёжное средство, прикреплённое к новой денежной единице - золотому рублю.

В соответствии с Монетным уставом рубль стал содержать 17,424 доли чистого золота. Десятирублевая монета регулярного чекана, например, содержала 1 золотник 74,24 доли золота, т. е. 7,74 г.

Монеты из серебра и меди стали вспомогательным платёжным средством, поэтому серебряные деньги были обязательны к приёму в платежах только в пределах 25 руб., а медные разменные монеты - лишь до 3 руб. Сумма находящихся в обращении серебряных монет не должна была превышать 3 руб. на душу населения Российской империи. При этом высокопробными (полноценными) являлись монеты номиналом в 1 руб., 50 коп. и 25 коп., которые содержали 900 частей чистого серебра и 100 частей меди. Монеты из серебра достоинством в 20, 15, 10 и 5 копеек содержали 500 частей серебра и 500 частей меди. Все серебряные монеты изготовлялись в условиях т. н. «закрытой чеканки», в отличие от золотых монет, имевших право «свободной чеканки».

В результате проведения денежной реформы графа С. Ю. Витте изменилась структура денежного обращения страны, Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Если в 1895 г. кредитные билеты составляли 91,7% от общей денежной массы, то к январю 1914 г. в общей денежной массе золото составляло 21,2%, серебро - 5,4% и кредитные билеты - 73,4%.

Денежная реформа 1895-1897 гг. укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

См. также в Президентской библиотеке:

Реформа от лат. означает «претворение». В более широком понятии реформа - это превращение, изменение чего-либо. Реформы могут быть коренными или частичными, касаться или не касаться основ общественного строя, иметь прогрессивный или реакционный характер.

Денежная реформа - это полное или частичное изменение денежной системы с целью ее построения и укрепления. На практике денежная реформа является основным инструментом в ослаблении инфляции и ликвидации ее наиболее тяжелых последствий.

Денежная реформа -- это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращении, сопровождающееся выпуском в обращение новых денежных знаков и принудительным изъятием старых.

Как правило, денежные реформы осуществляются при смене типа производства или общественно-экономической формации (золотой стандарт сменился кредитными деньгами), а также в период восстановления экономики, разрушенной вследствие различных причин (революций, войн).

Виды денежных реформ

Полная денежная реформа - это создание новой денежной системы. Проводится при образовании новых государств или создании национальной денежной системы в случае объединения денежных систем нескольких стран (например, создание единой денежной системы стран Европейского союза).

Частичная денежная реформа - это упорядочение существующей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. При проведении частичной денежной реформы меняются отдельные элементы денежной системы: порядок эмиссии, денежные знаки, название денежной единицы.

Конфискационные денежные реформы - реформа, изменяющая (как правило уменьшающая) покупательную способность денег.

Неконфискационные денежные реформы - реформа без изменения покупательной способности денег.

Денежные реформы бывают "мягкие" и "жесткие" в зависимости от степени девальвации или ревальвации.

«Мягкая» реформа допускает поэтапную реализацию изменений. Например, постепенный переход к новой валюте. Самая мягкая денежная реформа: деноминация.

" Жесткая" реформа осуществляется мгновенно. Самая жесткая денежная реформа: нуллификация.

В широком понятии денежные реформы означают переход от одной денежной системы к другой; в узком - частичное изменение элементов денежной системы.

Реформы осуществляются разными методами в зависимости от существующей политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики стран. Денежные реформы сопровождаются изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (как в наличной, так и в безналичной форме); изменением валютного курса; перестройкой денежной системы с введением нового эмиссионного законодательства. А в период использования золота как монетарного металла (до 1973 г.) денежной реформой являлось и изменение золотого содержания денег.

В истории денежного обращения известны следующие механизмы денежных реформ.

1. Переход от одного денежного товара к другому, от одного типа денежной системы к другой.

2. Исключение неполноценных, обесцененных или неразменных денежных знаков из обращения и замена их полноценными, разменными знаками.

3. Введение нового эмиссионного законодательства.

4. Стабилизация валюты или частичные мероприятия по упорядочению денежного обращения.

5. Образование новой денежной системы в связи с государственной перестройкой.

Примером первого вида изменений в денежной системе может служить переход от одних денежных единиц к другим.

Переход от одного металла к другому (более ценному), например, от меди к серебру, а от серебра к золоту или переход от биметаллизма к монометаллизму, а от мономёталлизма к бумажно-кредитной системе.

Можно определить, что переход от медных денег к серебряным, а потом золотым осуществляется уже в древнем Риме. А денежные реформы, направленные на внедрение биметаллической денежной системы с последующим переходом к монометаллизму, характерны, в основном для США.

Примером второго вида денежной реформы может служить принятый в 1695 г. в Великобритании Закон, согласно которому, все старые монеты, которые утратили весовое содержание, надо было сдать для перечеканки в полноценные монеты.

К денежным реформам третьего вида, относится, например, отмена порядка эмиссии денег в США в 1913 г., когда право выпуска банкнот получили 12 Федеральных резервных банков. Порядок обеспечения банкнот был также изменен. Банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под золото(40% обеспечения) и коммерческие векселя (60%).

Четвертым видом денежных реформ является стабилизация денежного обращения: может осуществляться разными методами, из которых наиболее типичные:

Нуллификация - объявление государством обесценившихся денег недействительными. Иногда представляет собой обмен старых денег, на новые по курсу, который сводит операцию обмена к техническому инструменту. По сути является видом денежной реформы. Проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции, как правило, для восстановления доверия к национальной валюте.

Девальвация - происходит от латинского:де - приставка, означающая понижение,vа1ео - имею стоимость. Означает снижение курса национальной валюты к международным валютным единицам; ранее - до отмены золотых паритетов в 1976 ~ 1978 г.г. - к золоту.

Объективной основой девальвации является курсовой перекос - завышение официального курса валюты по сравнению с рыночной.

Ревальвация - происходит от латинского: ре -приставка, означающая обратное действие,vа1ео - имею стоимость. Означает повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или к международным валютным единицам (ранее к золоту);

Деноминация - изменение масштаба цен и способом увеличения нарицательной стоимости денежных знаков. Обмен денежных знаков на новые, с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы.

Указанные методы широко использовались в истории денежного обращения.

Нуллификация была проведена во Франции в 1796-1797 гг. при переходе от асигнатов и денежных мандатов, которые обесценились (без их выкупа) к полноценным металлическим деньгам; в 1924 году в Германии был проведен обмен: новая марка менялась на 1 трлн. старых марок; после окончания 2-й мировой войны была проведена нуллификация в Югославии, Румынии, Греции, Венгрии.

Девальвация осуществлялась в США в 1780 г., в России - в 1895 г.

Деноминация проводилась в Австрии в 1811 г., когда старые гульдены были выменяны на новые по соотношению 5:1. В 70-80 г.г.XXвека в развивающихся странах так же неоднократно проводились денежные реформы в форме деноминации по соотношению 1000: 1: в Бразилии, Заире, Чили, Уругвае.

Чаще всего деноминация проводится на завершающем этапе стабилизации экономики после периода ускоренной инфляции. В процессе деноминации обмен, как правило, проводится без ограничения. Для более плавного вхождения в оборот новых денег вводится период параллельного хождения денег нового и старого образцов. Технически обмен в современном обществе осуществляется в виде эмиссии наличных денег только нового образца и постепенного изъятия из оборота старых денег.

Пятым видом денежных реформ являетсясоздание новых денежных систем. Осуществляются такие реформы в период распада империй и создания новых государств. К последнему виду денежной реформы следует отнести реформу, которая была проведена в Украине в 1996 г.

Денежная реформа в Украине

Необходимость проведения денежной реформы на территории Украины обусловливалась двумя главными причинами:

Причины проведения денежной реформы в Украине

Провозглашение Украины самостоятельным и независимым государствам, Экономическая независимость Украины могла быть реальной лишь при образовании собственной стабильной национальной валюты.

Украина, как и все субъекты прежнего СССР, находилась в глубоком денежном кризисе, что выражалось в значительном обесценивании карбованца, расстройстве денежного обращения, падении роли денег и натурализации хозяйственных связей.

Эти процессы усиливали падение общественного производства, снижали жизненный уровень населения, тормозили переход к рыночной экономике и формированию рыночной инфраструктуры.

О своих намерениях ввести в обращение гривну Украина провозгласила еще летом в 1990 г., разработав и издав такие нормативные документы: "Декларацию о государственном суверенитете Украины", Закон "Об экономической самостоятельности Украины", "Концепцию перехода к рыночной экономике". В них были разработаны основы введения в обращение национальной денежной единицы.

Однако денежная реформа была проведена в 1996 году.

Это объясняется следующими причинами:

Причины постепенного осуществления денежной реформы в Украине

Во-первых, недостаточная компетентность органов власти в проведении подобных экономических мероприятий

Во-вторых, наличие и углубление финансово-экономического кризиса и структурной диспропорции производства

В-третьих, размытые границы рублевой зоны, которая продолжали функционировать и после распада СССР во всех постсоветских республиках, в том числе и Украине

10 января 1992 г. была введена квазиденежная единица многократного использования - украинский купоно-карбованец. Позитивное значение этого мероприятия заключалось в том, что Украина смогла избежать опасного для суверенитета государства углубления платежного кризиса. Одновременно, эта мера не способствовала выходу Украины из рублевой зоны, так как весь безналичный оборот продолжал обслуживаться российским рублем.

Ситуация продолжала оставаться неизменной достаточно длительный период времени - до ноября 1992 г. 12 ноября 1992 г. Президент подписал Указ "О реформе денежной системы Украины", в соответствии с которым купоно-карбованец был введен и в безналичную сферу денежных отношений.

Российский рубль перестал функционировать в денежном обращении Украины.

До введения на территории Украины гривны в денежном обращении можно было наблюдать множество негативных экономических явлений. Например, при росте темпов инфляции (июль 1992 г. в результате проведения инфляционной монетарной политики), а позже и гиперинфляции (в 1993 г.) можно было наблюдать спад производства.

На протяжении ноября 1993 г. ситуация ухудшилась: изменение законодательства в сфере валютного регулирования привело к углублению кризиса финансово- кредитной системы, резкому скачку цен (цены увеличились в 25 раз), что привело к искусственному дефициту денежных знаков.

Однако на протяжении 1995 - 1996 годов указанные недостатки удалось ликвидировать, что привело к ускорению оборачиваемости денежной массы. Показатель оборачиваемости денежной массы значительно увеличился и составил свыше 10 оборотов, что свидетельствует о формировании эффективной монетарной политике НБУ.

Усиление стабилизационных процессов в первой половине 1996 г. в экономике Украины позволило начать процесс осуществления денежной реформы.

Реализация денежной реформы происходила активно в обеспечивало неконфискационной цивилизованной форме, что неприкосновенность денежных сбережений населения.

Денежная реформа в Украине была проведена в соответствии с Указом Президента «О денежной реформе в Украине» от 25.08.1996 г., на основе которого в денежный оборот была введена полноценная национальная валюта - гривна

Согласно Указу Президента Украины переход на новую валюту совершался постепенно:

На протяжении двух недель со 2 по 16 сентября - действительными были два платёжные средства - купоно-карбованец и гривня.

Со второго сентября 1996 г. НБУ прекратил эмиссию украинских карбованцев и выпустил в обращение банкноты стоимостью 1,2,5,10,20,50 и 100 (а с 2002 г. - 200) гривен и биллонные монеты номинальной стоимостью 1,2,5,10,25,50 (а с 2002 - 1 и 5 грн.) копеек. Обмен совершался в соотношении 100 тыс. карбованцев за 1 гривну.

Осуществленная денежная реформа привела к значительному уменьшению уровня инфляции - в 1997 году он был одним из наименьших за весь период с 1992 по 1996 годы (10%) и в этом году скорость оборота денег уменьшилась до 8,52 оборота за год. Такое соотношение показателей можно объяснить тем, что на протяжении 1997 года еще действовали положительные тенденции заложенные в 1995 - 1996 годах Реформа повлияла и на уровень долларизации экономики, если в 1994 году он составлял 32,5%, то в 1997 году снизился до 13,33%.

Общие черты денежной реформы в Украине 1996 г..

Необходимость обусловлена:

- провозглашением экономической независимости Украины;

Глубоким экономическим кризисом, при котором не функционировали инструменты управления денежным обращением, снижалась роль денег.

Предпосылками проведения денежной реформы явились;

Достижение относительной денежной стабилизации.;

Неукоснительное соблюдение границ установленного дефицита государственного бюджета;

Создание валютного рынка и обеспечение достаточного запаса валютных резервов;

Привлечение внешней финансовой и технической помощи для создания стабилизационного фонда.

Цели проведения денежной реформы:

Замена временной денежной, единицы - украинского карбованца на полноценную национальную валюту -гривну;

Изменение масштаба цен;

Оздоровление и упорядочение денежного оборота, преодоление катастрофических, социально-экономических последствий обесценения денег.

Результаты проведения денежной реформы дают основания утверждать, что с технической стороны всё было детально продумано, реформа проводилась без ажиотажа, согласно установленному порядку и в определенные сроки.

Последствия инфляции и антиинфляционная политика

Как экономическое явление инфляция хорошо известна и достаточно подробно описана в экономической литературе. И это естественно, поскольку XXвек для большинства стран мира был веком инфляции. Только в немногих странах и в краткие строки отмечалось ее отсутствие.

Проблемы регулирования инфляции занимают важное место в теории и практике денежно-кредитной политики, поскольку показатели инфляции и ее социальные последствия являются индикаторами для оценки экономического состояния страны. Базовыми показателями, которые используют для измерения инфляции, служат индексы цен:

Индексы оптовых цен

Индексы розничных цен

Индексы экспортных и импортных цен

Дефляторы ВНП

ВНП - валовый национальный продукт, который определяет результат деятельности национальных факторов производства как внутри страны, так и за рубежом.

Индексы оптовых цен показывают изменения среднего уровня реализации продукции промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий.

Индексы розничных цен рассчитывают либо как совокупный индекс цен на продукцию, продаваемую в розничной торговле, либо только по корзине социально значимых товаров. Второй из этих индексов отражает стоимость жизни в стране и особенно важен для населения.

Дефляторы ВНП определяются по объему конечной продукции, которая формирует стоимость ВНП. ВНП определяется как сумма цен на товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами, государственными организациями, валовые внутренние государственные и частные инвестиции, внешнеторговые цены.

Предлагаются и альтернативные варианты измерения уровня инфляции, например, определение избыточной денежной массы по уравнению обмена (закон денежного обращения) или сопоставление возросшего уровня цен в национальной валюте с их уровнем в относительно устойчивой валюте.

Зарубежные экономисты также предлагают различные методы определения уровня инфляции. Например, использование показателя индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода и совокупной идентичной и сходной группой товаров и услуг в базовый период.

Индекс цен Цена «рыночной корзины» в текущем году

в текущем = _____________________________________

году Цена аналогичной «рыночной корзины» в базовом периоде

Существуют три основных индекса цен: Г. Пааше, З. Ласпейреса и И. Фишера. Индексы цен зависят не только от уровня цен на товары и услуги, но и от количества реализованных благ.

Для расчета индекса Пааше используется ассортиментный набор текущего года:

Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

Индекс цен = текущем году товара в т екущем году

Пааше Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

базисном году товара в текущем году

Индекс Пааше несколько занижает уровень инфляции, так как не учитывает ассортиментных сдвигов и приписывает базисному году новый, сложившийся в анализируемом году ассортиментный набор.

Для расчета индекса цен Ласпейреса используется ассортиментный набор базисного года:

Индекс Уровень цен і -го товара х Объем реализации і -го

Ласперейса = в текущем году______ товара в базисном год;

Уровень цен і -го х Объем реализации і -го

товара в базисном году товара в базисном году

Индекс Ласпейреса несколько завышает уровень инфляции, так как показывает не только рост цен, но и изменения в ассортиментном наборе, включая и ценовой, и структурный факторы.

Индекс Фишера усредняет индексы Пааше и Ласпейреса:

Индекс Фишера = индекс цен Паше хиндекс цен Ласпейреса

Однако индекс Фишера является достаточно громоздким и применяется на практике весьма редко.

Чаще других используется индекс Ласпейреса, так как для его расчета достаточно учесть только изменение цен.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

К внутренним факторам относятся денежные (монетарные) и неденежные.

Денежн ые факторы инфляции:

    Переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита

    Перенасыщение банковскими ссудами экономики государства

    Методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения

Инфляция может развиваться при стабильной массе денег в обороте, при сокращении обращения объема товаров и услуг, что обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

Неденежн ые факторы инфляции:

    Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве

    Затратный механизм хозяйствования

    Государственная экономическая политика, в том числе налоговая

    Внешнеэкономическая политика

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения намного выше, что позволяет получать огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции.

Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе возрастает дефицит сбережений, сокращаются кредитные вложения, инвестиции в производство и предложение товаров.

Внешними факторами инфляции являются структурные кризисы: сырьевой, энергетический, валютный

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

В перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, фирмами, государством;

В обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

В неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях, усугубляет диспропорции воспроизводства;

В искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту (ускоряется оборачиваемость денежных средств, соответственно ускоряется инфляционный процесс);

В возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах, ссудах, что активно способствует развитию теневой экономики;

В снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

В социальном расслоении общества, обострении антагонистических противоречий.

Кроме указанных последствий инфляции существует еще эффект инфляционного налогообложения.

Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.

В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения.

Эффект инфляционного налогообложения - получение государством дополнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (подпадающую под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем - сложная и многогранная задача. Для решения этой задачи государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

В настоящее время используется три основных вида антиинфляционной политики.

1. Дефляционная политика (регулирование спроса)

2. Политика доходов (регулирование издержек)

3. Конкурентное стимулирование производства

Дефляционная политика: используются методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки по ссудам, усиления налогового процесса, ограничения денежной массы. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов: предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства: промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства, включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры:

Индексация (полная или частичная) - это компенсация потерь в результате обесценения денег;

Формы сдерживания контролируемого роста цен, которые проявляются:

Во-первых, в «замораживании» контролируемого роста цен на определенные товары;

Во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в первую очередь правильно выявить ее источники.

Если мы имеет дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями антиинфляционной политики будут:

Сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной денежно-кредитной политики: повышения процентных ставок, сокращение выпуска денег и т.д.;

Запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита. Если речь идет об инфляции предложения, правительство будет осуществлять:

Понижение налоговых ставок в целях создания стимулов для развития производства;

Снижение степени монополизации экономики с помощью осуществления активного антимонопольного регулирования;

Повышение производительности факторов производства. Незащищенность денежной системы от инфляции требует совершенствования методов регулирования денежного обращения и внедрения новых инструментов денежно-кредитной политики.

Одним из новых инструментов регулирования денежного оборота в экономике является таргетирование (установление целей или параметров). Существуют следующие инструменты таргетирования:

- политика валютного таргетирования: использование фиксированного валютного коридора и фиксированного обменного курса;

- политика таргетирования денежных агрегатов: использование заданной зависимости между показателями денежных агрегатов в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики.

- политика таргетирования инфляции.

Таргетирование инфляции

Термин «таргетирование» заимствован из английского языка таргет и означает установление целевых ориентиров или количественных параметров.

Таргетирование инфляции является сравнительно новым режимом монетарной политики. Считается, что впервые его применил Центральный банк Новой Зеландии в 1990 году. За прошедшее время число стран, перешедших к проведению монетарной политики с использованием инфляционного таргетирования, быстро росло: Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция, Финляндия и Австралия (1993) и другие.

Первой страной с переходной экономикой, применившей инфляционное таргетирование на практике, была Чехия, первой из развивающихся стран - стала Бразилия.

Инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира.

Осуществляет таргетирование Центральный банк, который прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров.

Основные преимущества инфляционного таргетирования:

Для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей

Инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий Центрального банка

Центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира.

Государство, субъекты хозяйственной деятельности и население, не могут оперативно отслеживать состояние монетарной политики, что увеличивает ответственность Центрального банка за результаты его деятельности. В связи с этим, одним из важных аспектов политики таргетирования инфляции является возможность общественности оценивать успешность политики, проводимой Центральным банком, что требует определенной наглядности результатов. Устанавливая плановые показатели инфляции, Центральный банк тем самым определяет критерии оценки своей деятельности. Всякое отклонение от намеченных целей будет требовать от него объяснений о причинах происходящего.

Во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества;

Во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Условия, минимально необходимые для использования таргетирования инфляции:

1. Инфляционное таргетирование возможно только в тех государствах, где низкая инфляция существует фактически, а не формально.

2. Таргетирование фактически является основополагающей целью монетарной политики.

3. Обеспечение должной степени автономности Центрального банка и использование им таргетирования только для прогноза инфляции.

4. Центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики

При наличии рассмотренных условий для использования инфляционного таргетирования, Центральный банк должен определить контролируемый показатель, характеризующий темпы роста цен в экономике страны.

Преимущественно в качестве контролируемого показателя инфляции Центральными банками используется индекс потребительских цен. В обычный индекс потребительских цен входят группы товаров и услуг, цены на которые подвержены воздействию факторов, неподконтрольных Центральному банку: административное регулирование цен, повышение косвенных налогов, рост цен на импортируемые товары и др.

При таргетировании возникает необходимость в определении индекса потребительских цен, очищенных от указанных факторов.

В качестве контролируемого Центральным банком показателя используется скорректированный, «очищенный» индекс, когда из обычного индекса потребительских цен исключается отдельные группы товаров и услуг, цены на которые регулируются правительством либо подвержены существенным колебаниям, независящим от действия Центрального банка.

Известно, что любые прогнозы связаны с наличием неопределенности относительно будущего и редко полностью совпадают с фактическим развитием событий. При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма монетарной политики. Однако это знание всегда несовершенно даже в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой, поскольку временные лаги и каналы передаточного механизма подвержены постоянным изменениям, что, безусловно, влияет на качество прогнозирования.

В условиях переходного периода использование инфляционного таргетирования предъявляет повышенные требования к статистическим и исследовательским подразделениям Центрального банка

Точность прогнозов затрудняется и наличием факторов, которые сложно прогнозировать, но оказывающих существенное влияние на уровень цен в экономике.

Факторы, затрудняющие таргетирование

Колебание цен на сырье и материалы (особенно на энергоносители) на мировых рынках;

Изменение условий сельскохозяйственного производства, оказывающих влияние на цены продукции агропромышленного производства;

Природные катаклизмы и другие форс-мажорные события, проявляющиеся в форме шоков спроса и предложения;

Отклонение обменного курса национальной валюты от прогнозных значений, не являющихся результатом внутренней экономической и монетарной политики;

Проблемы качества статистических данных и их сопоставимости.

Центральный банк при определении режима таргетирования имеет свободу действий в выборе моделей, инструментов и даже целей с единственной оговоркой, что его политика в обязательном порядке должна в своих итогах отображать показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне.

Таргетирование инфляции включает в себя ряд элементов.

Публичное провозглашение среднесрочных плановых показателей инфляции

Закрепленная ценовая стабильность в разработанной денежно-кредитной политике

Относительная свобода Центрального банка в выборе промежуточных целей

Публичное оповещение общественности рынка о целях и планах денежно-кредитной

политики

Повышенная ответственность регулирующих органов за достижение плановых показателей

Рассматривая подходы к определению инфляции как количественно определенной цели денежно-кредитной политики (таргета), можно выделить несколько важных аспектов:

Период, на который устанавливается цель, или в течение которого эту цель планируется достичь;

Мера инфляции или ценовой индекс, численное значение которого собственно и является целью;

Способы задания цели.

В Украине осуществляется постепенный переход к использованию элементов таргетирования инфляции. Однако, как показывает практика проведения Национальным банком Украины монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», как правило, не обеспечивается.

Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в расчеты основных ориентиров денежно-кредитной политики.

Устранению этих недостатков будет способствовать более широкое применение методов финансового программирования, то есть разработка и внедрение экономических моделей и соответствующего программного обеспечения в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Украины в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.