ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Рекомендации по достижению высоких результатов в спортивной деятельности. Спортивный отбор и спортивная ориентация: понятия, сущностные характеристики, особенности реализации в циклических и командно-игровых видах спорта Высокий спортивный результат не за

1. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей спортсмена в спортивных соревнованиях .

Общим для всех видов положением, определяющим истинность спортивного результата, является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

Спортивные результаты измеряются в мин., сек; м., см.; кг. – метрические системы измерения (в , циклических видах спорта , тяжелой атлетике); в балах – в сложнокоордиционных видах спорта; победой в спортиграх, единоборствах.

2. Спортивные достижения - показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивные достижения являются показателем одарённости спортсмена, эффективности системы подготовки .

Высшие спортивные достижения - являются показателем, отражающим максимальные способности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития . Высшие спортивные достижения, если они выражены в точных объективных мерах называются спортивными рекордами. В остальных видах спорта абсолютно высшим достижением является победа на соревнованиях высшего масштаба.

3. Спортивная квалификация - устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений спортсмена на соревнованиях за определённый отрезок времени (

и интегральный продукт соревновательной деятельности,

Критерии их измерения и оценки

Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования ис­пользуются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное до­стижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широким среди данных понятий является понятие «спортивный резуль­тат». Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной ко­манды, оцениваемый по установленным в спорте критериям (Л.П. Матве- ев)- Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумева­йся совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта со­ревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретно- го спортсмена (команды) исхода состязаний.


Спортивные достижения - это не одно и то же, что спортивный ре­зультат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результа­тов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в про­цессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые пре­восходят предыдущие.

Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в от­дельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд». Как известно, слово «рекорд» (от англ. слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой-либо деятельности.

В толковом словаре спортивных терминов (1993, с. 246) «спортив­ный рекорд» определяется как «наивысшее достижение (результат), пока­занное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различа­ют рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков и девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения времени, массы (веса), длины и т.д. - в велоси­педном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике, в гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнований влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретного гребного канала и дистанции могут регистрироваться наи­лучшие (неофициальные) результаты - рекорды дистанции. Это же отно­сится и к координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.)

Дело в том, что рост спортивного мастерства в них во многом зави­сит от сложности соревновательных программ и высокого класса их ис­полнения. К примеру, в акробатических прыжках лидирующее положе­ние в престижных международных соревнованиях занимают, как правило, те спортсмены, которые выполняют прыжки высшей и рекор­дной сложности (В.Н. Курысь, 1991). Под упражнением высшей слож­ности понимаются прыжки со сложнейшей координацией движений, выполняемые ограниченным числом исполнителей, а под рекордным - еще более сложный прыжок, доступный только его автору. Показате­лями рекордности могут быть количество сальто, выполненных в одном прыжке, поворотов вокруг продольной оси, усложненная форма дина­мической осанки.

М.В. Гришина (1986, с. 52), рассматривая спортивные результаты у фигуристов в произвольном катании с точки зрения «рекордных» (наивыс­ших) показателей, пишет: «Если поставить вопрос, а можно ли говорить о «рекордах» в этом неизмерямом виде спорта, то ответ на него можно дать положительный».

Своеобразным «рекордным» достижением с качественной стороны, по мнению М.В. Гришиной, являются многолетние выдающиеся спортив­ные результаты в парном катании Ирины Родниной - трехкратной чемпи­онки Олимпийских игр, десятикратной чемпионки мира и Европы. Что же касается количественных характеристик рекордов, то при оценке про­извольных программ фигуристов одиночного катания могут быть использо-


ваны показатели технического мастерства: количество элементов, количе­ство прыжков, их координационная сложность и др.

Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнова­ниях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или ква­лификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др.

Если конечный спортивный результат совпадает в какой-то мере с по­ставленной целью, такую соревновательную деятельность называют раци­ональной. Если же результат соревнований не совпадает с целью, дея­тельность можно назвать нерациональной.

Проведение спортивных соревнований немыслимо, если невозможно определить и сравнить результаты их участников. Спортивные результаты измеряются и оцениваются при помощи определенных критериев (показа­телей). Разумеется, в зависимости от специфики соревновательной дея­тельности эти критерии будут иметь свои отличия. Перечень этих критери­ев в спорте весьма разнообразен (табл. 22.1).

Хотелось бы подчеркнуть, что выбор того или иного показателя в каж­дом конкретном случае зависит от целей и методики оценки результатов, особенностей вида спорта, наличия или отсутствия технических устройств регистрации спортивных достижений и других условий.

Таблица 22.1 Критерии, по которым определяются спортивные результаты

Признаки классификации Виды критериев
1. По способу измерения результатов Объективные, выраженные в физи­ческих единицах (преимущественно в системе СИ); субъективные, выра­женные в безразмерных величинах (очки, баллы, ранги); смешанные
2. По способу сравнения результатов Популяционные, индивидуальные, должные
3. По применению для оценки готов­ности к высокому достижению Представительности, прогрессирова-ния, стабильности, плотности и на­дежности результатов
4. По стадии определения Промежуточные (процессуальные) и конечные
5. По характеру достигнутого эффекта Внешние и внутренние
6- По количеству характеризуемых па­раметров при оценке Единичные и комплексные

Объективные, субъективные

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная деятельность, результат, сложнокоординационные виды спорта, успешность, экспертная оценка.

Key words: expert estimation, coordinating sports, psychological preparation, result, sports activity, successfulness.

Резюме. Проведен анализ используемых критериев оценки успешности спортивной деятельности, обосновано использование метода экспертных оценок. Разработанная методика экспертной оценки спортивной успешности позволяет учитывать как объективные, так и субъективные показатели деятельности спортсмена для проведения психографического анализа, необходимого при организации психологической подготовки. Стандартизированы разнородные оценки качественных сторон спортивной деятельности, что позволяет сопоставлять успешность с личностными свойствами спортсмена.

Summary. The realized analysis used standard of judgement to successfulness to sports activity. Motivated use the method expert estimation. The methods of the expert estimation was designed to sports successfulness. She allows to take into account as objective, so and subjective factors to activity of the athlete. It is important when undertaking psychographic analysis and organizations of psychological preparation. Heterogeneous evaluation of qualitative aspects of sports activities has been standardized. This allows to match successfulness with particularities of personality of the athlete.

В спорте высокий уровень подготовленности, в том числе и психологической, отождествляется с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным соревновательным результатом (занятым на соревнованиях местом). Для управления подготовкой спортсмена необходима ее количественно-качественная оценка, которая определена для физической и технической подготовок, и является не менее значимой для психологической подготовки. При изучении спортивной деятельности данная проблема в основном решается на уровне изучения количественных параметров, а успешность рассматривается как процесс, отличающийся кратковременностью протекания . Не учитывается, что спортивная деятельность является многосторонним процессом активности, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно формирует физические и психические качества человека, требуемые спецификой вида спорта .

В настоящее время для решения задач различного характера, установления специфики вида спорта, структуры деятельности, своеобразия целей, мотивов, способов и результатов, содержания, внешних и внутренних условий и др. в спортивной психологии используется метод экспертных оценок. Понятие «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный», «сведущий». Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении анализа проблемы с количественной характеристикой качеств, суждений на основе личного опыта и последующей формализованной обработкой результатов, что важно для выделения критериев интегральной оценки успешности спортивной деятельности.

Несмотря на разнообразие классификаций видов спорта и соревновательных упражнений при выделении критериев успешности спортивной деятельности целесообразно рассматривать три группы: циклические, сложнокоординационные и противоборства . Взаимосвязь объективных и субъективных показателей успешности показывает необходимость учета основных признаков «прямо или косвенно выражающих полезные и вредные качества элементов деятельности... уровень квалификации, степень выраженности психофизиологических свойств индивидуальности в их взаимосвязи с успешностью деятельности» . В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки соревновательной деятельности (время, дистанция, дальность прыжка и т. д.); в сложнокоординационных - субъективные, выявление победителя осуществляется на основе сравнения сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами (баллы, очки и т. д.). А.Л. Попов, Н.С. Шумова (2006) определили, что «сложнокоординационные виды в значительной степени «продвигают» развитие координационных возможностей, опирающихся на ловкость, гибкость, и зависимы от развития методики и психологического обеспечения в освоении принципиально новых сложных движений, наработанных в культуре и искусстве. при оценке спортивных результатов используются в основном субъективные критерии (баллы, ранжирование)» .

С точки зрения теории спорта успешность спортивной деятельности отождествляется с понятием результативность. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей, в зависимости от особенностей вида спорта выраженный: победой в состязаниях; единицами измерения времени, пространства и массы; числом набранных спортсменом баллов при оценке судей; количеством набранных очков и др., которые являются критериями судейства . Однако такой подход позволяет очень узко оценивать деятельность спортсмена. Отмечено, что «спортивный результат, будучи главным итогом тренировки спортсмена, тем не менее не всегда отражает качество и эффективность тренировочного процесса» . Как критерий успешности результат может выступать в сравнении с разрядными коэффициентами, с результатами других спортсменов, с динамикой выступлений спортсмена за определенный промежуток времени. Результат сам по себе еще не полностью характеризует успешность спортивной деятельности, что требует необходимости рассмотрения его в совокупности с другими критериями.

Если сопоставить спортивную деятельность с учебной, то оценка спортивной успешности по результативности (набранным очкам, баллам, секундам, метрам.) равнозначна оценке учебной успешности только по показателям успеваемости (отметок за устные ответы, письменные работы, набранные баллы при тестировании...). Такой подход нивелирует психологические показатели, которые влияют на формирование гармоничной личности ребенка.

Встречаются попытки разработки диагностических коэффициентов или зависимостей успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга, и др. Так, М.И.Брегер (1986) определил критерии количественной оценки соревновательной деятельности, среднее значение спортивных результатов определялось отношением их суммы к количеству боев. ЕАГрозин в соавт. (1984) разработали коэффициент спортивного мастерства и интегральный показатель атакующих (защитных) действий в соревновательной деятельности. Г.П.Семенов (1982) выразил успешность спортивной деятельности в математической зависимости, в которой важную роль играют: занятое место; количество спортсменов, стартов, занятых мест; стаж занятий спортом и возраст. В.Н.Мурзинков, А.В.Медведь (1994) выявили унифицированные критерии оценки соревновательной деятельности борцов: результативность в данном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, соревновательная устойчивость.

В этих концепциях спортивная деятельность описывается как последовательность сменяющихся друг друга операций или действий, изучение которых позволяет наиболее объективно отражать технику и тактику вида спорта. Но не учитываются такие показатели психологической подготовленности спортсменов как уровень развития специальных свойств личности, психомоторных показателей, отношение к деятельности, активность и др.

Все рассмотренные выше показатели оценивают успешность спортивной деятельности и вслед за ней психологическую подготовленность только по внешним критериями. Однако, «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее; .изучая «внешнюю сторону» деятельности можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности» . Что указывает на необходимость учитывать внешнюю и внутреннюю стороны деятельности, которые неразрывно связаны.

Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и является основой индивидуализации. В спортивной психологии успешность деятельности рассматривается в связи с такими понятиями как способности, индивидуальный стиль деятельности, надежность, готовность и др. Успешность в условиях повышенной напряженности связывается с понятием надежность, под которой понимается «такое комплексное внутреннее свойство, которое позволяет спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени», критерием надёжной деятельности спортсмена является «безотказная работа, то есть действия, выполненные без ошибок, без срывов с качественно высокой результативностью» . Для представителей различных видов спорта характерны сочетания психических качеств, играющих большую роль в обеспечении надёжности деятельности спортсменов. В.Л.Марищук, Л.Н.Серова (1983) выделили критерии успешности соревновательных действий, которые оцениваются непосредственно в процессе наблюдения за соревнованиями в условных баллах (от 1 до 5). Так, при высокой успешности спортсмены «действуют с учетом вероятностных ситуаций по оптимальной тактической схеме, легко и своевременно концентрируют, переключают или распределяют внимание; движения точные по форме и условиям, хорошо координированные», о низкой успешности свидетельствует «преобладание ошибок, ведущих к невыполнению действий, движения неадекватные заданным, хаотичные или же ступор» . Д.В.Попов (2001) успешность деятельности изучал в связи с субъективной оценкой ее результата в сравнении с запланированным, который определялся в соответствии с возможностями индивида, сопровождающаяся определенными переживаниями.

Показатели успешности важны при составлении психоспортограммы спортсмена в любом виде спорта, которая раскрывает «внешние взаимосвязи и взаимоотношения, диктуемые правилами и условиями данного вида спорта, и внутренними субъективными отношениями спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности» . Проведение психографического анализа спортивной деятельности, выявление «модели сильнейшего спортсмена» позволяет учитывать разнообразные стороны тренировочного и соревновательного процессов, и может рассматриваться интегрирующим подходом в оценке успешности спортивной деятельности .

Необходимость разработки интегральной оценки успешности спортивной деятельности приобретает особую актуальность в связи с высоким уровнем субъективизма в судейской оценке технического и артистического компонентов мастерства спортсменов, занимающихся сложнокоординациоными видами спорта. Можно привести множество примеров из спортивной практики, когда наблюдается явное расхождение внутренней, субъективной оценки спортсмена, его тренера, болельщиков с экспертным мнением судейской бригады по поводу выступлений сильнейших спортсменов на соревнованиях различного уровня. Так, выступление белорусского гимнаста И.Иванкова было признано лучшим по итогам зрительских симпатий, однако судейской бригадой на Олимпийских играх оценено только вторым местом, прыжок фристайлиста Д.Дащинского по результатам судейских оценок на Олимпийских играх в Турине также оценен вторым, однако сам спортсмен своим выступлением был доволен и внутренне ощущал себя победителем. Такая ситуация встречается не только с нашими белорусскими спортсменами. В этой связи не изученной остается проблема личности спортсменов, так и не сумевших в своей спортивной карьере завоевать золотую медаль, но по уровню своей подготовленности, имеющих реальные шансы претендовать на звание победителей Олимпийских игр.

Изучая психологию успеха и неудачи спортсмена успешность соревновательной деятельности Н.А. Батурин (1988) рассматривал как «... интегральную оценку собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек» .

Спортивными федерациями во всех сложнокоординационных видах спорта (фристайл, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.) проводилась большая работа по повышению объективности судейства: разрабатывались новые правила, создавались отдельные судейские бригады, вводились новые критерии оценки, использовались современные технические средства (компьютерная техника и видеозапись) для анализа спорных моментов выступлений спортсменов.

Однако, как в практической сфере спорта, так и в научных исследованиях мало внимания уделяется психологическому фактору успешности спортивной деятельности, основанному на индивидуальной субъективной оценке результативности спортсмена, степени реализации физических и психических возможностей личности, в соответствии с поставленными целями.

С целью создания унифицированной системы изучения успешности спортивной деятельности была разработана методика ее экспертной оценки. Структурные компоненты успешности спортивной деятельности, были занесены в протокол, в котором по 10-бальной шкале предполагается измерение отдельных ее признаков (табл. 1, 2, 3).

Таблица 1 - Внешняя (объективная) оценка спортивной успешности

Спортивный разряд, звание

Спортивный стаж

Лучшее занятое место с учетом ранга соревнований

Чемп. Европы

Чемп. мира

Кубок мира

Олимп. игры

Спортивный статус)

Не член сборной команды

национальной команды

основной

Кол-во соревн. за год

Наивысший ранг соревнований и занятое место

Чемп. Европы

Чемп. мира

Кубок мира

Олимп. Игры

Внешнюю, объективную оценку составили девять показателей: спортивный разряд, звание; спортивный стаж; лучшее занятое место с учетом ранга соревнований; рейтинг в РБ; перспективность (спортивный статус) - от не члена сборной команды до основного состава национальной команды; количество соревнований за год; наивысший ранг соревнований и занятое место.

В спортивной деятельности основным критерием оценки успешности спортсмена, общим для всех видов спорта, является спортивное достижение, как показатель мастерства и способностей спортсмена в условиях соревнований, отраженный в результате и его стабильности. Высшим спортивным достижением является победа в соревнованиях крупного масштаба, как показатель, отражающий максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

Спортивная квалификация - «устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений на спортивных соревнования за определенный отрезок времени» . Ее оценивают по среднему уровню спортивных результатов, их количеству, по особенностям соревнований, на которых достигнуты эти результаты. Стабильность, как многократное, относительно одинаковое по эффективности выполнение деятельности, выступает одной из основных предпосылок надежности деятельности в условиях соревнований. Стабильность результатов связана с психологическими особенностями спортсмена, что позволяет говорить о психической стабильности спортсмена, обеспечивающей его способность к созданию необходимого уровня готовности к соревнованию, к управлению психическим состоянием.

Таблица 2 - Внутренняя (субъективная) оц енка спортивной успешности

Показатели

Показатели

Негативное отношение к спорту

Положительное отношение к спорту

Недисциплинированность (нарушение режима.)

Дисциплинированность

Не успешность выступлений

Успешность выступлений

Низкий уровень сложности (трудности) упражнений

Высокий уровень сложности (трудности) упражнений

Не стабильность выступлений

Стабильность выступлений

Ошибочность выполнения соревновательных упражнений

Безошибочность выполнения соревновательных упражнений

Плохая физическая подготовленность

Хорошая физическая подготовленность

Плохое «чувство времени»

Хорошее «чувство времени»

Плохое «чувство темпа», «чувство ритма»

Хорошее «чувство темпа», «чувство ритма»

Низкая быстрота реакции

Высокая быстрота реакции

Низкий уровень мотивации

Высокий уровень мотивации

Низкий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание)

Высокий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание)

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная устойчивость

Не способность к саморегуляции

Способность к саморегуляции

Индивидуальный стиль не выражен

Ярко выраженный индивидуальный стиль

Латентную оценку успешности составил интегральный показатель, также выраженный в 10 балльной шкале, который рассчитывался с учетом оценок судей, коэффициента трудности, разрядного коэффициента, сбавок, результата Олимпийского
чемпиона (или чемпиона мира), лучшего результата прошедшего сезона, ранга соревнований, занятого места в определенном виде программы.

Таблица 3 - Латентная оценка спортивной успешности по результатам анализа протоколов соревнований (на примере синхронных прыжков на батуте)

Луч-
ший
резуль-
тат
про-
шед-
шего
сезо-
на,
ранг
соревн.,
заня-
тое
место,
вид
про-
грам-
мы

Оцен-
ка
судей
тех-
ники
Оцен-
ка
судей
син-
хрон
КТ Оцен-
ка
ОУ
Оцен-
ка
судей
тех-
ники
Оцен-
ка
судей
син-
хрон
КТ Оцен-
ка
ПУ
Сум-
ма
Сум-
ма
с разр.
коэф.
Рез-т
Олимп.
чем-
пи-
она
м ж

Экспертная оценка широко используется в спортивном судействе «в виде суммы баллов, выставляемых бригадой судей, каждый из которых оценивает спортивный результат по какой-либо шкале... за отдельные признаки качества соответствующие баллы включаются в сумму, будучи умножены на определенные коэффициенты (например, за сложность упражнения при прыжках в воду с трамплина)» .

Итоговый показатель успешности рассчитывается по формуле:

ЭОУсд= Оу/9 + Су/15 + Лу, где Оу, Су и Лу - объективный, субъективный и латентный компоненты успешности.

Таким образом, разработанная экспертная оценка успешности спортивной деятельности позволяет учитывать множество показателей (25), отражающих субъективную и объективную стороны деятельности, а также количественно их оценивать, в стандартизированной 10 балльной системе (стенов). Для всех сложнокоординационных видов спорта общими выступают первые два аспекта успешности, а латентный показатель, учитывает специфику судейской оценки в конкретном виде спорта, несмотря на его интегральную оценку.

Измерение количественно-качественных характеристик успешности спортивной деятельности позволяет научно-обоснованно подойти к разработке психоспортограммы вида спорта в целях совершенствования психологической подготовки спортсмена в целом, а также ее внешнего и внутреннего аспектов. Внешний аспект психологической подготовки проявляется в реализации определенной системы психомоторных процессов, которые характеризуют специфику вида спорта, внутренний - в многоуровневой системе свойств личности, общих и специальных, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию потенциальных возможностей.

Литература:

  1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учеб. пособие / Н.А. Батурин. -Омск: ОГИФК, 1988.
  2. Данилина Л.Н. Проблема психической надёжности в спорте: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.Н. Данилина, В.А. Плахтиенко. - М.: Гос. центр. ин-т физ. культуры, 1980.
  3. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: учеб. пособие для вузов по спец. «Физ. воспитание и спорт»: В 3 ч. / Е.И. Иванченко. - Минск: Четыре четверти, 1996.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984.
  5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
  6. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В.Л. Марищук [и др.]. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
  8. Попов А.Л. Преемственность субъективности и объективности оценок результатов в избранном виде спорта при освоении психологии студентами физкультурного вуза / А.Л. Попов, Н.С. Шумова // Теория и практика физической культуры. - 2006 - № 6. - С. 12-14.
  9. Проблема комплексной интегральной оценки для управления спортивной деятельностью / Е.А. Грозин [и др.] // Спорт - науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф., Новосибирск, 20-24 авг. 1984 г. / Акад. наук СССР Сиб. отделение. - Новосибирск, 1984.
  10. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь справочник / сост. Е.Н. Сурков; под ред. В.У. Агеевца. - М.: Физкультура, образование, наука, 1996.
  11. Психология спортивной деятельности: сб. ст. / науч. ред. П.А. Жоров и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985.
  12. Психографический анализ спортивной деятельности и классификация психических качеств, определяющих уровень выступлений спортсменов на соревнованиях: метод. рекомендации / сост. М.В. Ермолаева, Н.А. Худадов; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физической культуры. - М., 1983.
  13. Психология и современный спорт // Междунар. сб. науч. работ по психологии спорта; сост.: А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
  14. Суходольский ГВ. Основы психологической теории деятельности / ГВ. Суходольский. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

Различные виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть сгруппи­рованы в четыре группы:

1. Виды с объективно метрически измеряемым результатом.

2. Виды, в которых результат определяется ус­ловными единицами (баллами, очками), присуждае­мыми за исполнение обусловленной программы со­ревнований.

3. Виды, в которых спортивный результат оп­ределяется конечным эффектом или преимуществом в условных единицах (очках) за выполненные дей­ствия в вариативных ситуациях.

4. Комплексные виды спорта (Плато­нов, 1997).

К первой группе относятся виды спорта, в кото­рых спортивный результат измеряется по времени, расстоянию, массе снарядов, точности. Сюда входят:

виды спорта с относительно постоянными усло­виями соревнований: легкая атлетика, плавание, тя­желая атлетика, велосипедный спорт (трек), стрелков­ый спорт, конькобежный спорт и др.

Соревнования по перечисленным видам спорта проходят на стандартных спортивных аренах (ста­дионах, бассейнах, залах, тирах и т. д.) с отно­сительным постоянством внешних условий;

виды спорта с непостоянными условиями проведе­ния соревнований: лыжный, горнолыжный, парус­ный спорт, велосипедный (шоссе) и др. Отли­чительной характеристикой соревнований в этих видах спорта является изменчивость профиля трасс и условий, что предъявляет своеобразные требования к соревновательной деятельности, а значит, и под­готовленности спортсменов.

Особенность соревновательной деятельности спортсменов в данной группе видов спорта состоит в том, что спортсмен предварительно знает объек­тивный уровень своих результатов и результатов предстоящих соперников. Естественно, что знание (даже примерное) уровня результатов позволяет бо­лее определенно их планировать, выбирать тактику соревновательного поведения в процессе соревнова­тельной борьбы.

Вовторую группу входят виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъек­тивно в условных единицах по внешнему впечатле­нию о точности, сложности и красоте выполнен­ных спортивных упражнений. К этой группе отно­сятся:

Спортивная и художественная гимнастика, ак­робатика, прыжки в воду, синхронное плавание и др.;

Прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание на коньках и др.

В прыжках на лыжах с трамплина окончатель­ный результат зависит как от дальности полета, так и от оценки его красоты. В фигурном катании окончательный результат определяется как оценкой выполнения упражнений в баллах, так и суммой за­нятых спортсменом мест, присужденных судьями по общему впечатлению о выступлении спортсмена в отдельных видах соревнований.

Третья группа представлена следующими тремя подгруппами:

Виды спорта, в которых спортивный резуль­тат определяется достигнутым конечным эффектом за установленное правилами соревнований время, которое должно быть полностью исчерпано (фут­бол, хоккей, баскетбол, гандбол и др.);

Виды спорта, в которых, несмотря на лими­тированное правилами время соревновательного пое­динка (борьба, бокс, фехтование), возможно уско­ренное достижение победы в двух вариантах:

1) выполнение действия, которое дает так называ­емый “чистый” выигрыш: нокаут в боксе, “чистая” победа в борьбе; 2) достижение победы при выиг­рыше определенного количества очков раньше ис­течения обусловленного правилами лимита времени (фехтование);

Виды спорта, в которых победа определяется обусловленным конечным эффектом, но соревнова­ния не ограничены временем их проведения (теннис, настольный теннис, волейбол и др.).

Четвертая группа объединяет комплексные виды спорта - современное пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье и др.

Особенностью соревновательной деятельности в этих видах спорта является возможность компенсаторного взаимодействия и преимущественного влия­ния на конечный спортивный результат включен­ных в данный комплекс отдельных спортивных дисциплин.

Соревновательная деятельность в этих видах спорта требует учета как особенностей отдель­ной спортивной дисциплины, так и учета поло­жительных и отрицательных факторов, вытекаю­щих из своеобразия комплекса, индивидуальных преимуществ в том или ином спортивном уп­ражнении и др. Особенно специфическим в этом отношении является биатлон, соревнования в котором проходят не раздельно по видам спорта (гонка и стрельба), а одновременно, что усложня­ет соревновательную деятельность спортсмена.

Ø Соревнования являются главным составным элементом спортивной деятельности, без них спорт утрачивает свою специфику.

Соревновательная деятельность, направлена на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:

ü наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.;

ü унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

к особенностям также можно отнести:

ü высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

ü высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями в условиях непосредственной борьбы за результат;

ü непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

ü равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов. Сравнимость результатов возможна благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений;

ü наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «мастера спорта» и т.д.;

Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний. Спортивный результат – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности (интегральный продукт всей системы подготовки спортсмена).

Важной чертой результативностисоревновательнойдеятельности , на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях.

В качестве успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива. Если соревновательный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной.

Факторы:

Факторы, определяющие результативность: успешность, стабильность, надежность.

Факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности:

1.Определенная сложность соревновательной программы, соответствующая правилам соревнования.

2. Оптимальная готовность в физическом отношении (определенный уровень исполнительского мастерства, отсутствие ошибок).

3.Оптимальная готовность в психологическом отношении (умение пользоваться приемами саморегуляции психических состояний).

4. Наличие соревновательного опыта (от кол-ва стартов в году и степени успешности выступления на них).

5. Грамотное подведение спортсмена к соревнованиям полным составом тренеров.

6. Грамотная организация и проведение учебно-тренировочного процесса и проведение предсоревновательных сборов.

7. Организация и проведение соревнований на должном уровне.

8. Квалифицированное и объективное судейство.

9. Стабильность и надежность выступления.

10. Использование системы факторов, которые дополняют тренировку и соревнования и оптимизируют их эффект. Факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.

11. В номинациях: смешанные пары, трио, группы взаимная поддержка товарищей по команде, может служить стимулом для мобилизации усилий спортсменов. Это относится и к выступлению солистов, т.к. результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и как вклад в общую «копилку» команды (на крупных соревнованиях, при лично-командных соревнованиях).

12. Создание зрителями и болельщиками положительного эмоционального фона проведения соревнования.

13. Условия проведения соревнований - места проведений соревнований (фактор «своего» и «чужого» поля), географическое положение места проведения (температура, влажность, атмосферное давление), оборудование мест проведения.

Ø Спортивныерезультатыизмеряютсяиоцениваются припомощи определенныхкритериев(показателей).

1. По способу измерения результатов : субъективные критерии , выраженные в безразмерных величинах (баллы). Оценка зависит от впечатлений, складывающихся у спортивных судей по ходу выполнения спортивного упражнения. Предметом измерения в этом случае является качество исполнения упражнения. В сложно-координационных видах спорта (к которым относится и спортивная аэробика), в которых особое значение придается технике, эстетичности, сложности, оригинальности, композиционности исполнения соревновательного упражнения, спортивные судьи сопоставляют свои восприятия, которые возникают у них по ходу и в конце наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры под влиянием собственного опыта и исходя из требований, оговоренных в правилах соревнований) с последующей фиксацией допущенных отклонений, нарушений и определением, в зависимости от этого, той или иной результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах). Оценки спортивного результата при такого рода критериях во многом зависят не только от исполнительского мастерства участников соревнований, но и от объективизации судейства.

2 . По способу сравнения результатов: популяционные критерии основаны на сравнении показанного спортивного результата или связанного с ним показателем с аналогичными характеристиками большой группы людей (генеральной совокупности). Например, с мировыми результатами.

Индивидуальные критерии имеют в своей основе сравнение показанного результата с тем достижением, которое данный спортсмен показал ранее.

Должные критерии устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросами практики (в зависимости от поставленных задач, квалификации конкурентов, уровня подготовленности, ранга и условий состязаний, устанавливается «верхняя» и «нижняя» границы значений спортивных результатов, которые и выступают в качестве должной нормы).

3. По применению для оценки готовности к высокому достижению:

Критерий представительности результата у высококвалифицированных спортсменов обычно определяется отношением лучшего индивидуального результата к абсолютному рекорду (мировому или иному).

Критерий прогрессирования результатов характеризует спортивную форму по степени прироста и абсолютному уровню достижений спортсмена в данном большом цикле тренировки.

Критерии стабильности результатов характеризует степень разброса соревновательных результатов: чем меньше различий в показанных результатах, тем выше стабильность спортивной формы.

Критерий плотности результатов позволяет оценить частоту демонстрации спортивных результатов в пределах расчетной зоны спортивной формы в зависимости от интервала времени между стартами.

Критерий надежности результатов используется для определения способности спортсменов или команды демонстрировать результаты заданного уровня на момент участия в состязаниях.

4. По стадии определения: промежуточные и конечные.

5. По характеру достигнутого эффекта: внешние и внутренние.

6. По количеству характеризуемых параметров при оценке: единичные и комплексные.

Методы регистрации:

§ создание архивов тренировочной и соревновательной деятельности- видеоматериалы

§ оформление протоколов с оценками, на их основании идет регистрация и присвоение разрядов

§ использование контрольных заданий, тестов, испытаний для выявления надежности и подготовленности спортсмена

§ кол-во кубков, медалей, грамот в соответствии с занятыми местами.

Для справки:

Спортивное достижение - это такой уровень успешности соревновательной деятельности в каком-либо виде спорта, в ходе которой спортсмен (или команда) превосходят прежние результаты и получают преимущество перед соперниками в ранговом ряду участников соревнований.

Спортивный рекорд - это высшее (абсолютное) спортивное достижение, установленное спортсменом или командой в каком-либо виде спорта на официальных соревнованиях.

Спортивный успех - это нужный или желаемый исход деятельности спортсменов в соревнованиях на данный момент времени.

Спортивный разряд - это официальное подтверждение квалификации спортсмена на основе выполнения им установленных требований или нормативов.

Спортивное звание - официально присвоенный титул, определяющий заслуги и квалификацию спортсмена. Присваивается за выполнение соответствующих нормативов.

Общий момент - характеризуют квалификацию спортсменов.

2.Общиеосновытехникидвигательныхдействийвизбранномвидеспорта:элементы,фазы,периоды . Современныетехнологии,используемыедляконтроляисовершенствованиятехникидвигательныхдействий.

Техника физических упражнений - различные способы решения двигательной задачи (Курамшин Ю.Ф.).

Техника – это способ решения двигательной задачи.

Двигательная задача – это та задача, которая ставиться перед любым двигательным действием.

Способ : - рациональный

Нерациональный

Техника : 1. Стандартная, - наиболее рациональный способ решения двигательной задачи без учета конкретных условий, в которых выполняется двигательное действие.

2 Индивидуальная, - способ решения двигательной задачи, в котором учитываются индивидуальные особенности.

3. Спортивная техника – это способ решения двигательной задачи наиболее рациональным и эффективным способом, с помощью которого достигается максимальный результат в данном виде деятельности.

Спортивная техника , по мнению Карпенко Л.Б. (2003), это способы выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача будет решаться более эффективно.

В спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике и др. – это строго регламентированный способ решения двигательной задачи. Т.е. в способе точно определены пространственные (видимые, форма) характеристики движения. Отклонения от программы движения, влечет за собой не выполнение его. В данных видах спорта техника выполнения упражнения является предметом оценки на соревнованиях. Качество исполнения техники движения – спортивный результат гимнастов. Если в циклических видах спорта эффективность техники является средством достижения результата, то в гимнастике, аэробике, акробатике – целью (Солодянников В.А., 2000).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущие) звено и детали техники.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено – это наиболее важная часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники). Это дополнительные (второстепенные) элементы техники, обеспечивающие эффективность и рациональность решения двигательной задачи. Детали бывают: 1. общие, те детали, включение которых всегда рационально. 2. Индивидуальные, те детали (элементы техники), которые повышают эффективность решения двигательной задачи с учетом индивидуальных особенностей исполнителя. Детали техники могут быть различны у разных занимающихся и зависят от индивид. особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.