ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Памятники искусства ассирии. Всеобщая история искусств

В 14 в. до н.э. в Северной Месопотамии возникло Ассирийское царство, которое благодаря грабительским военным походам к 9 в. до н.э. превратилось в самую могущественную державу Ближнего Востока. В истории мирового искусства Ассирия оставила глубокий след созданием официального репрезентативного стиля, отвечавшего (как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве) идеям государственной военной мощи и образам бога и богоподобного царя как непобедимого и могучего воина и великого полководца. Ассирийское искусство, изначально впитавшее художественное наследие шумеро-аккадского Двуречья, хурритской Сирии и хеттской Малой Азии, как бы подвело итог предшествующим процессам и на их основе разработало и канонизировало художественные формы, характеризующие прокламативное искусство переднеазиатских деспотий вплоть до краха иранской империи Сасанидов в 30-х гг. 7 в. н.э.

Ассирийские города, особенно столицы - Ашшур (14-9 вв. до н.э. носил имя верховного бога), Кальху (9 в. до н.э.), Дур-Шаррукин (заложен Саргоном II и заброшен после его смерти в 705 г. до н.э.), Ниневия (705-680гг. до н.э.) - были подобны крепостям. Прямоугольный в плане город защищали ров, одна или две линии стен с бастионами-контрфорсами и цитадель, в которой обычно размещались правительственная резиденция и главные святыни. Оборонительные стены (высотой до 18 м и толщиной до 6 м) возводились на каменных фундаментах из сырцового кирпича, скрытого затем глиняной штукатуркой; вверху их нередко венчали зубцы, в Ашшуре облицованные глазурованным кирпичом с голубым фоном и желтой каймой.

Городские ворота, уподобляясь замку, имели арочный вход, охраняемый двумя высокими квадратными в плане башнями. В строго регламентированной городской планировке, нарушение которой каралось казнью, главное место отводилось широкой Дороге процессий и вознесенному на высокую платформу и дополнительно укрепленному царскому дворцу в цитадели. Пример Дур-Шаррукина показывает, что царский дворец представлял собой четко распланированный ансамбль парадных и жилых дворцовых, храмовых и хозяйственных комплексов, сгруппированных в сомкнутые под общей плоской крышей помещения по сторонам больших и малых внутренних дворов. Храмы строились двух типов: семиярусный зиккурат и бит-хилани. Входы во дворец «стерегли» огромные каменные статуи крылатых человекобыков - шеду с могучим мускулистым туловищем быка и гордо посаженной головой царя в парадном тюрбане и в обрамлении витых локонов прически и окладистой бороды. Возможно, эти гиганты олицетворяли жизненную силу царя и играли роль гениев-охранителей правителя и государства.

Ассирийским зодчим и художникам принадлежит честь введения в оформление дворцовых покоев орнаментальных фризов из глазурованного кирпича (резиденция Ти-культи-Нинуртыг I, 13 в. до н.э.), а в конструкцию здания - клинчатой арки (Дур-Шаррукин). Характерна облицовка стен ортостатами внутри здания, а не снаружи, как это было у хурритов и хеттов. В рельефах и живописи к 9 в. до н.э. устанавливается строгий канон изображения человеческой фигуры на плоскости, одновременно в фас (глаз, дальнее плечо) и профиль (голова, ноги, ближнее плечо). Во всех видах изображений утверждается идеализированный образ мускулистого человека могучего сложения, с четкими крупными семитскими чертами лица в обрамлении стилизованных кудрей прически и длинной большой бороды.

Более всего ассирийское искусство прославилось рельефами, выполненными чеканкой на бронзовых листах или искусно высеченными на известняковых плитах, раскрашенными либо тонированными с подцветкой важнейших деталей. Эти рельефы, с одной стороны, как бы иллюстрируют (и достаточно подробно) историю Ассирии, а с другой показывают эволюцию ассирийского официального стиля. Вершиной его развития справедливо считают каменные рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии (669 - ок. 635 гг. до н.э., Лондон, Британский музей), особенно сцены царской охоты, наполненные удивительным ритмом стремительно развивающегося и внезапно замирающего движения, сочетающие бурную экспрессию рвущихся в бой всадников и животных, трагическую выразительность предсмертных судорог раненых зверей и величавую торжественность ритуальных действий и триумфальных процессий.

Поздние памятники ассирийского искусства, включая произведения глиптики, демонстрируют тенденцию к декоративности, которую подхватывают и развивают художники торжествующего победу над Ассирией в кон. 7 в. до н.э. Нового Вавилона.

Во 2 тыс. до н.э. рядом с шумерским искусством, отчасти на смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Финикии и Палестины. В 612 г. до н.э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.

После захвата Вавилона кочевниками-касситами, когда этот город и вся Южная Месопотамия на долгие века утратили первостепенное значение в регионе, на главенствующие позиции стала выходить Ассирия. Подчинив себе всю Месопотамию и весь Ближний Восток, ассирийцы стали ведущей державой в регионе, и своеобразное искусство этой страны оказало большое влияние на соседние области, в том числе и на искусство Вавилона более позднего, Нововавилонского периода.

Изначально вся ассирийская культура находилась под сильнейшим влиянием доминировавшей в регионе шумеро-аккадской цивилизации. В развалинах храмов Ашшура, древнейшего ассирийского города, первой столицы этого государства, были найдены статуи, полностью копирующие шумерскую тенхнику и манеру исполнения.

Собственно об ассирийской культуре можно говорить, начиная с XIV в. до н.э., когда Ассирия освободилась от иноземного влияния и повела борьбу за доминирующее место в регионе.

С самого начала Ассирийское царство строилось как мощная деспотия, основанная прежде всего на военной силе, с централизованной властью, единой религией и идеологией. Столь высокого уровня внутренней организации не знало дотоле ни одно государственное образование в Месопотамии. Подобное государство требовало, естественно, новых способов художественного отображения центральных моментов собственной идеологии.

Основной вид искусства, где идея могущества и несокрушимости Ассирии была выражена с максимальной полнотой - архитектура, вообще ведущий вид искусства на Ближнем Востоке в древности. Архитектура государственных, царских и храмовых построек ассирийских городов времен расцвета державы может быть коротко охарактеризована главным словом: монументальная.

Отчасти монументализм ассирийских городов с их укрепленными стенами, дворцов со сложной фортификационной системой, объясняется характером государства, постоянно ведшего наступательные или оборонительные войны. Однако о сознательном монументализме, о стремлении передать в архитектуре идею величия державы говорит хотя бы планировка главных ассирийских городов - Ашшура, Кальху, Ниневии - трех столиц государства в разные времена, Дур-Шаррукена - ассирийского Версаля. Правильная внутренняя планировка, организация города по системе кварталов с ровными улицами создают идею четкой организации управления как города, так и страны. Более того, согласно ассирийским верованиям, земная Ниневия построена по плану, начертанному на небесах еще при сотворении мира, то есть имеет, по сути, божественное происхождение, как и власть царя, чей дворец стоит в городе.

Довольно интересны ассирийские храмы, архитектура которых объединила в себе черты искусства тех народов, которые оказали самое серьезное влияние на формирование Ассирии как в политическом, так и в художественном смысле.

С одной стороны, в Ассирии были широко распространены храмы, построенные по шумерским образцам - зиккураты на высоких, нередко многоступенчатых платформах, символизирующие небесную обитель богов, недоступную человеческому взгляду. Такие храмы имели центральное внутренне помещение - очевидно, алтарную целлу. Зиккураты, особенно при храмах, посвященных одному из семи главных богов, имели семь ступенчатых платформ, раскрашенных в разные цвета, как это было, очевидно, и в гораздо более поздний период с Вавилонской башней.

С другой стороны, сохранились развалины ряда храмов, построенных по малоазиатским образцам - с портиком, украшающим фасад, и несколькими внутренними помещениями, расположенными анфиладой.

Раскопки ассирийских городов дали историкам искусства массу превосходного материала для исследований, начиная с расцвета Ассирии в XIII в. до н.э. и вплоть до гибели царства в 605 г. до н.э. Основные образцы ассирийского искусства были найдены в развалинах царских дворцов - центров государственной власти в Ассирии.

В архитектурном плане интересен, например, дворец Саргона II в Дур-Шаррукене. И город, и дворец были детищем Саргона, построившего свою столицу в течение каких-то пяти лет. Сам город отличается правильной планировкой, снаружи обнесен крепостной стеной, на краю, отчасти выступая за пределы городской цитадели, располагается царский дворец.

По общей ассиро-вавилонской традиции, дворец выстроен на искусственной платформе, поднимающейся над общим уровнем города на 15 метров. Та часть дворцового комплекса, что выходит за городскую черту, была защищена дополнительными укреплениями. Общая площадь дворца - порядка 10 гектаров. Сюда входили, помимо собственно дворцового помещения, разнообразные хозяйственные здания, административные корпуса, где жили и работали высшие царские чиновники. Общая планировка как всего дворца, так и отдельных зданий комплекса напоминает традиционную шумерскую - узкие вытянутые помещения, хотя и с высоким потолком, сгруппированные вокруг отдельных внутренних двориков.

Вход в тронный зал дворца украшали две фигуры быков-шеду высотой около пяти метров. Помимо своей символической функции “стражей царского покоя”, эти быки являлись важными несущими элементами конструкции входных арок дворцового помещения.

Помимо скульптуры, дворец Саргона был богато украшен изразцами со священной символикой - многоцветными кирпичами с изображением “древа жизни”. Нижнюю часть стены покрывали длинные рельефы-фризы.

Искусство рельефа и общие принципы сюжетного построения изображений в Месопотамии не изменялись еще с шумерских времен. В основе лежит принцип построчного повествования, согласно которому связанные между собой события или динамика одного и того же события передаются в виде последовательного ряда изображений. Как правило, рельефы сопровождаются клинописными надписями.

К IX в. до н.э. в ассирийском искустсве уже окончательно сформировался изобразительный канон. В рельефном искусстве это проявилось в единообразии технических приемов, в однозначном символизме всех изображений, в подчинении сюжета одной идее. С технической точки зрения основные приемы изготовления рельефов с учетом освещения и угла зрения диктовались, кртоме того, и традиционным местом размещения изображений в здании. Обычно рельеф вырезался на алебастровой плите-ортостате, закрывающей нижние ряды кладки из кирпича-сырца, и таким образом на него падал верхне-боковой свет. С учетом такого освещения и вырезались композиции. Плоскостное размещение рельефы также заставляло подчинять все элементы композиции плоскости стены, а основным назначением рельефа становилась повествовательность изображения.

В отличие от вавилонского, ассирийское изобразительное искусство не портретно. Образы людей - преимущественно правителей - не просто типизированы, в них складывается некий обобщенно-идеализированный облик. Канонические изображения человека включают в себя передачу необычайной физической мощи, подчеркнуто развитой мускулатуры. Черты лица “типичного ассирийца” - правильные, бесстрастные. Обязательный элемент портрета - аккуратно завитая колечками широкая борода и густые, аккуратно расчесанные курчавые волосы. Фигура царя на рельефах отличается от прочих своими размерами и знаками царской власти. Ассирийские владыки на различных рельефах очень похожи друг на друга, отличия не носят принципиально портретного хараткера. Каноническое изображение человеческой фигуры в ассирийском искусстве таково: голова изображалась в профиль, почти на пол-лица (особенно в росписях) - анфасное изображение глаза. Плечо, расположенное ближе к переднему плану изображения, художник давал анфас, дальнее плечо, все тело и ноги - в профиль.

Зачастую релеьфы раскрашивались, преобладающими были традиционные для месопотамского искусства цвета - красный, голубой, зеленый, черный, коричневый. Краски использовались как для передачи цвета кожи, богатства одежд и украшений, так и для оттенения фигур на поверхности рельефа, чтобы сообщить изображению дополнительную глубину.

В целом в ассирийском рельефе соседствуют две изобразительные тенденции. С одной стороны, монументализм и статичность, когда объектом изображения являются цари и связанные с ними события государственного или церемониального характера (храмовые церемонии, суд над пленными врагами), с другой - пластичность, удивительная живость и мастерство в передаче движения в сценах охоты, военных сюжетах. Прекрасным образцом “живого” рельефа могут служить элементы сцен львиной охоты из дворца Ашшурбанапала - пронзенные стрелами, умирающие лев и львица, изображенные с необычайным мастерством.

Помимо рельефов, ассирийская скульптура представлена и круглой пластикой. Это почти исключительно статуи богов и царей, причем изображения последних находились в храмах рядом со статуями богов, и им воздавали те же почести, что и богам.

С точки зрения изобразительного канона, ассирийская круглая скульптура повторяет рельеф. Та же монументальность изображения, статичность позы, передающая основную идею - величие правителя, то же подчеркнутое физическое совершенство, несущее, как во всех остальных культурах, сакральный смысл. Статуи фронтально ориентированы, украшены довольно небольшим количеством декоративных элементов вроде резьбы, повторяющей узоры одежд, или украшений в виде браслетов и ожерелий. Как правило, все фигуры - “стоящие” или “сидящие”, что диктовалось требованием привязки скульптуры к общей планировке помещения, в котором она стояла.

Сохранившиеся до наших дней остатки ассирийских росписей по штукатурке великолепно характеризуют идеологическую сторону ассирийского искусства. Росписи занимали значительные плоскости, и, очевидно, должны были подчеркивать грандиозность помещений, громадные размеры внутренних стен дворца. Рисунок наносился на белую штукатурку, покрывавшую глинобитные стены. Основные цвета - те же, что и на рельефах. Сперва изображение наносилось черным контуром, и лишь затем раскрашивалось в разные цвета - лицо и открытые участки тела - красно-коричевым, волосы - черным. Принцип подбора цветов внутри композиции также традиционен для живописи Двуречья - локальная гармоничность внутри каждого отдельного элемента или композиционной группы. Изобразительный канон росписей ничем не отличается от такового в пластике. Сюжеты также посвящены в основном эпизодам из государственной и частной жизни царей - военные сценки, охота, торжественные шествия и церемонии.

Помимо канона и основных идеологических мотивов, к IX в. до н.э. в ассирийском искусстве сложился и основной набор технических художественных приемов. Мастерство ассирийских художников проявлялось прежде всего в том, что, действуя всегда строго в рамках канона, они неограниченно варьировали сочетания немногих приемов, благодаря чему ассирийское искусство, несмотря на каноничность, весьма разнообразно и стилистически богато.

Разумеется, богатство ассирийского искусства объясняется и политическим аспектом - более полутысячи лет, пока длился расцвет Ассирийского царства, не иссякал приток талантливых художников и ремесленников из всех краев и областей, покоренных Ассирией. Действуя в рамках государственного канона, эти художники, несомненно, привносили в искусство какие-то местные приемы, технические и художественные особенности.

Ассирийское искусство вобрало в себя наиболее совершенные приемы и традиции тех культур, что повлияли на формирование Ассирии: с одной стороны, шумеро-аккадской цивилизации, с другой - хеттской и малоазиатской культуры, под непосредственным влиянием которой Ассирия находилась до XIV в. до н.э. Эти приемы были канонизированы, возведены в ранг четких правил в полном соответствии с общегосударственными устоями. Доведенное до совершенства искусство при всем внутреннем разнообразии служило одной идеологической задаче - передавать и подчеркивать державность и неколебимость Ассирии, божественное происхождение царской власти. Ассирийское искусство по самой своей природе является государственным, и это - его основополагающая черта. Крупнейшие государства Ближнего Востока более позднего времени активно заимствовали эти достижения ассирийского искусства - как Нововавилонское царство, так и пришедшая ему на смену Персия, чье искусство впитало в себя практически все достижения официального изобразительного искусства Ассирии - и художественно-технические приемы, и идеологическое наполнение.

Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В III тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры . В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре - древней столице Ассирии, были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В XV веке до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митаннийского и хеттского искусства. Но наивысшего развития искусство Ассирии получило только в I тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.

Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.

Дворец Саргона II

Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII века до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками , а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду » или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж , Лувр). Интересен приём-изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.

В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.

В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы - глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой . Около дверей стояли высокие «деревья жизни », окованные металлом , на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы . Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.

Скульптура

В пластике Ассирии преобладает рельеф . Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон , Британский музей , высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция её строго фронтальна, образ царя идеализирован.

Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.

Роспись

Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Во дворце царя Синаххериба (705-681 годы до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией , также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагменты в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины IX века до н. э. до середины VII века до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, чёрная и белая, реже - розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Дворец Ашшурбанапала

Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала , во второй половине VII веке до и. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами , составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала , давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.

Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни работы выполнены первоклассными мастерами, другие - ремесленниками. Рельефы условно раскрашивались. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передаётся движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников. В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта -- Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.

Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены. ассирийский искусство архитектура

В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.

В конце 8 -- начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене "Сооружение дворца Синахериба" наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны. В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства. Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.