ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

 даки это что такое даки: определение — история.нэс. Смотреть что такое "даки" в других словарях Что за народ даки

ДАКИ
ветвь фракийского народа. Центральной областью расселения даков было плоскогорье, носящее историческое название Трансильвания (совр. центральная Румыния), ограниченное с юга и востока цепью Карпатских гор, однако племена даков распространялись и далеко на северо-запад, в современные Венгрию и Словакию, и на восток. В латенский период (поздний, накануне появления здесь римлян, кельтский железный век) в Трансильвании расцвела богатая культура, отчасти основанная на кочевой скотоводческой культуре скифов северного Причерноморья, но также обязанная своим происхождением сильному и длительному влиянию кельтов, миграции которых охватили столь обширные пространства в 4 и 3 вв. до н.э. Земли были пригодны как для земледелия, так и для скотоводства, здесь хорошо рос виноград, а горы изобиловали минералами. Изготовленные местными ремесленниками золотые украшения и железные инструменты свидетельствуют об их высоком мастерстве. Кроме того, здесь, как показывают многочисленные находки монет, совершался интенсивный обмен товарами с греческими колониями на побережье Черного моря. Со временем дакийские вожди возвели на отрогах Карпат мощные крепости (они были детально обследованы румынскими археологами) и сосредоточили в своих руках значительные богатства, обирая земледельческое население и облагая его данью. Около 60 до н.э. несколько племен объединились под властью Буребисты, который распространил свое господство на обширную территорию, нападал на кельтов, живших в Паннонии к западу от Дуная, и угрожал греческим колониям. Юлий Цезарь в 44 до н.э., незадолго до своей смерти, планировал экспедицию в Дакию, но вскоре после этого Буребиста был убит, и даки распались на четыре или пять отдельных образований. Август, который сделал Дунай границей Римской империи, вынудил даков признать римское главенство, но императоры, правившие после него, были не в состоянии реально контролировать область по ту сторону реки. Даки превратились в серьезную проблему, когда они вновь объединились под властью деятельного царя Децебала. После кампаний, проходивших с переменным успехом (большие осложнения возникли, в частности, в связи с отложением римских союзников к западу от Дакии), император Домициан (правил в 81-96 н.э.) удовлетворился заключением мира с Децебалом. Траян (правил в 98-117) аннулировал мирный договор и вторгся в Дакию. В результате двух кровопролитных войн (101-102 и 105-106) он превратил ее в римскую провинцию (эти войны увековечены в изображениях на колонне Траяна в Риме). Римская Дакия, словно бастион, выдавалась в равнинные области, контролируя народы по ту и другую сторону. При этом она была уязвима для вторжений с севера и через легкодоступные перевалы восточных Карпат. Передвижения племен в Центральной Европе, кульминацией которых явились предпринятые римским императором Марком Аврелием (161-180) войны против германского племени маркоманнов, естественно, отразились и на Дакии. Нарастала неуверенность, а хаоса, воцарившегося в империи в середине 3 в., эта римская провинция не пережила. Последний шаг совершил император Аврелиан, ок. 270 приказавший эвакуировать провинцию. Чтобы сохранить название "Дакия", к югу от Дуная (на северо-западе современной Болгарии) были созданы две провинции - Дакия Прибрежная и Дакия Внутренняя. Когда Траян присоединил Дакию, он переселил сюда новых жителей из многих других областей, заселив ими, в частности, города Сармизегетусу и Апулум. Впоследствии здесь были заложены и другие города, так что Дакия следовала обычным образцам высокоразвитой имперской цивилизации.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДАКИ" в других словарях:

    Группа фракийских племён, занимавших территорию к северу от Дуная до Карпатских гор. Даки известны грекам с 5 в. до н.э. Даки вели торговлю с греческими городами, с 1 в. до н.э.Ч с италийскими купцами. В середине 1 в. даки и геты объединились под … Исторический словарь

    В древности северо фракийские племена, расселявшиеся к северу от Дуная до отрогов Карпат. При Децебале, несмотря на отчаянное сопротивление даков в 89, 101 102, 105 106, территория их расселения была завоевана римлянами и превращена в пров. Дакия … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Запрос «Даки» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Государство даков во время правления Буребисты, 82 до н. э. Даки (лат. Daci) группа … Википедия

    даки - группа фракийских племён, занимавших территорию к северу от Дуная до Карпатских гор. Даки известны грекам с V в. до н.э. Даки вели торговлю с греческими городами, с I в. до н.э. с италийскими купцами. В середине I в. даки и геты объединились под… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Ов; мн. Древние северно фракийские племена, селившиеся к северу от Дуная до отрогов Карпат; представители этих племён. ◁ Дакский, ая, ое. Д ие захоронения. * * * даки в древности северо фракийские племена, расселявшиеся к северу от Дуная до… … Энциклопедический словарь

    - (лат. Daci) группа северо фракийских племён. Занимали, по свидетельству древних авторов (Страбона, Цезаря, Плиния Старшего и др.), территории к С. от Дуная до отрогов Карпатских гор, т. е. главным образом территории современной… … Большая советская энциклопедия

    - (лат. Daci) группа фракийских племен, занимавших терр. к С. от Дуная до отрогов Карпатских гор. Известны грекам уже в 5 в. до н. э., с 1 в. до н. э. в непосредств. соприкосновение с Д. пришли римляне. Общество Д. было высокоразвитым, хотя, по… … Советская историческая энциклопедия

    Даки - (лат. Daci) группа фракийских племен, которые занимали территорию совр. Венгрии и Румынии. Их первые торговые связи с греками были налажены в V в. до н.э., а с римлянами в I в. до н.э. Наивысшего расцвета д. достигли при царе Децебале (87 106… … Античный мир. Словарь-справочник.

    даки - д аки, ов … Русский орфографический словарь

Книги

  • М*даки под контролем , Джоди Фостер , Сталкиваясь с неприятным или странным поведением коллег, мы либо опускаем руки, либо теряем терпение и выходим из себя. Что делать, если рядом работает Чудак, Нарцисс или Негодяй?.. Психиатр… Категория: Управление, подбор персонала Издатель: Манн, Иванов и Фербер (МИФ) , электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Приключение что надо , Гем Ф. , С момента переезда семьи Тепез прошло достаточно времени, чтобы сёстры привыкли к своей новой жизни: нет больше ночной школы, мама установила семь строгих правил…Зато у Сильвании и Даки… Категория: Современные зарубежные сказки Серия: Сестры-вампирши Издатель:


В древности племена северных фракийцев - гетов, даков, тирагетов, карпов, костобоков и др., населяли области к северу от Балкан. Ареал проживания гетов охватывал обширную территорию между Балканами, Днепром, Карпатами и Чёрным морем. Даки обитали в горных районах Трансильвании. Геты были земледельцами и скотоводами.

Первые сведения о гетах содержатся в трудах греческих авторов VI-V веках до н. э. - Гекатея Милетского, Софокла, Геродота и Фукидида. Геродот рассказывает о том, что геты, которых он именует «самыми храбрыми и честными среди фракийцев», оказали сопротивление войску персидского царя Дария I, отправившегося в поход против скифов (514 г. до н. э.).

Соседи гетов

Греческие колонии. В VII-V веках до н. э. греки, с целью активизации торговли с местными народами, основали на побережье Черного моря более 90 городов-государств, которые поддерживали торговые и культурные отношения с местным населением. В Северном и Западном Причерноморье появилось несколько греческих колоний: Истрия, Ольвия, Аполлония и др.

Геты поддерживали тесные экономические, культурные и военные связи с греческими колонистами. В III-II веках до н. э. некоторые предводители гетов оказывали покровительство близлежащим греческим колониям, защищая их от набегов других недружественных им народов. К примеру, в декрете III века до н. э., обнаруженном в Истрии, говорится о Залмодегике - вожде гетов, установившем протекторат над городом. Другой истрийский декрет (конец III века до н. э.) называет царя гетов Ремакса, который контролировал области на юге Молдовы.

Кельты. Во второй половине IV века до н. э. кельты проникли на Среднедунайскую низменность и Трансильванское плато. Они создали ряд сельских поселений. После 175 года до н. э. селения и захоронения кельтов в Трансильвании изчезают.

Бастарны. Бастарны поселились в регионах к востоку от Карпат (центральная часть Молдовы, восточнее реки Сирет, в основном в бассейнах Прута и Днестра) около 200 г. до н. э., смешавшись с гетами. Согласно античным авторам (Страбон, Плиний Старший, Тацит), бастарны - народ германского происхождения. Археологи считают бастарнов носителями культуры Поенешть-Лукашовка. Эта культура прекратила свое существование в конце I века до н. э.

Агафирсы. По данным Геродота, в Трансильвании, в долине Муреша, жили скифы-агафирсы, которые проникли во внутрикарпатское пространство в начале VI века до н. э. Они установили сотрудничество с местным населением, с которым происходило культурное взаимовлияние. Геродот пишет об агафирсах: «Они обычно носят золотые украшения <…>. В остальном их обычаи схожи с фракийскими» (IV, 104). Следы агафирсов исчезают постепенно в течение V века до н. э. Они были ассимилированы гетами.


Сарматы. Сарматы - народ, родственный скифам. Они, по мнению многих исследователей, лингвистически и культурно были близки к протославянскому населению. Сарматы впервые упомянуты у Геродота, который указывал, что они живут к востоку от Дона, похожи внешним обликом, обычаями и оружием на скифов. В IV веке до н. э. сарматы несколькими волнами проникли в степи Северного Причерноморья и ассимилировали скифов, которые доминировали в этом регионе. В конце II века до н. э. сарматы стали перемещаться на запад. Страбон повествует о нескольких народах сарматского происхождения на территории между Нижним Дунаем и Днепром: языгах, роксоланах, ургах и аорсах.

Языги во II веке до н. э. мигрировали на запад, поселившись на Среднедунайской низменности, на западных рубежах Дакии. Роксоланы переселились на запад во II-I веках до н. э., проникнув в закарпатские области, а также на восток Дакии - земли между Днестром и Доном. Сарматы поддерживали тесные связи с местным населением. Сарматы совместно с гетами и даками составили составили основные этнические группы древнего государства Дакия. Однако, известно, что часть языгов, не вошедших в Дакию активно участвовали в дако-римских войнах в качестве союзников римлян, но со II века все языги были союзниками гетов в борьбе с Римом.

Роксоланы вместе с гето-даками воевали против римлян во время зимних кампаний 67-68, 68-69 и 69-70 годов, а также составляли часть армии Дечебала во время войн с Траяном в 101-102 гг. и 105-106 н. э. После завоевания части Дакии римлянами языги, роксоланы и часть гетов остались на своих землях, составив общность, так называемых, свободных даков, ведя активные военные операции против Римской империи. После ухода, под ударами свободных даков, римлян при Аврелиане (271-275 гг. до н. э.) сарматы с земель свободных даков переместились на территорию бывшей провинции Дакия.

Археологические исследования доказали факт сильного взаимовлияния культур гетов и сарматов. Это подтверждает и название столицы Дакии - Сармизегетуза, что означает «союз сарматов и гетов». Таким образом, сарматы вместе с гетами участвовали в создании царств в этом регионе, а затем и государства Дакия. В процессе взаимодействия гетов и сарматов наблюдается обоюдная ассимиляция, однако фракийский элемент при этом преобладает.

Некоторые исследователи считают, что название города Яссы происходит от наименования сарматского племени языгов. После 330 года н. э. роксоланы под давлением готов покинули область Нижнего Дуная: часть этого племени переместилась в Римскую империю, а еще часть соединилась с языгами в Среднедунайской низменности. Сарматы, оставшиеся в степях Северного Причерноморья, между 260-360 годами были покорены готами, после 375 года - гуннами.

Образ жизни

Основным занятием гетов было земледелие, включая виноградарство. Также они практиковали скотоводство,пчеловодство; у гетов были развиты ремесла (обработка камня, дерева, металлов, изготовление керамики и пр.) Гетские ремесленники создали широкую гамму земледельческих орудий труда, предметов быта, оружия, а мастера по золоту и бронзе изготавливали украшения и аксессуары для одежды из этих металлов. Земледельцы использовали плуг с железным лемехом и предплужником, заступы, мотыги, секиры, косы. Ремесленники работали с клещами, наковальнями, сверлами, зубилами и пр. Они делали ритуальные сосуды, копья, щиты, шлемы, кнемиды (металлические доспехи, защищавшие голени воина) и сики (сика - короткий кривой меч, лезвие которого заточено с одной стороны). Геты умело изготавливали керамику, в т. ч. на гончарном круге: к примеру, вазы для фруктов с рельефной орнаментацией, светильники в виде чашек, сосуды с рисованными геометрическими, растительными и зооморфными узорами.

Геты вели активную торговлю с греческими колониями в Причерноморье, фракийцами к югу от Дуная, с римскими провинциями, другими соседями к востоку и западу. В конце IV века до н. э. геты стали чеканить собственные серебряные монеты.

Социальные структуры

В гето-дакийком обществе аристократы назывались тарабостами, а простой народ - коматами или капиллатами. Тарабосты носили что-то вроде шерстяной шапочки, которая представляла собой знак аристократического происхождения. Отсюда второе их название - пиллеаты (pilleum - шапка, колпак). Знать (в том числе цари, жрецы и военные предводители) владела большими участками земли, стадами. Простые люди ходили с непокрытой головой, ну а поскольку у них были длинные волосы, то их ещё именовали коматами (молд. coma - шевелюра). Будучи земледельцами, ремесленниками и торговцами, они образовывали основной производящий класс. Из коматов состояло войско. У гето-даков были и рабы, но они не играли значительной роли в экономике.

Поселения и крепости (давы)

Геты создали множество поселений. Сельские поселения были похожи на хутора с несколькими домами и хозяйственными постройками. Жилищами были наземные дома или полуземлянки, рядом с которыми располагались продовольственные ямы. Крепости возводились на вершинах холмов, возвышенностях, высоких террасах, что позволяло контролировать окрестности, различные пути подхода. Укрепления представляли собой традиционные земляные валы и частоколы, но в период формирования Дакийского царства при Буребисте появились стены и прямоугольные бастионы из обтесанного камня. Города гетов, которые назывались давами, выполняли экономические, административные, военные и религиозные функции. Главными городами-давами гето-даков были Сармизегетуза, Тамасидава, Зиридава, Арцидава, Буридава. Кумидава, Дробета, Напока, Поролисс и др.

Религия гето-даков

Религия гето-даков носила специфический характер, будучи генотеистической - геты верили во многих богов, но один из них был главным, владыкой всех остальных. Наряду с верховным богом в гетский пантеон входили, вероятно, богиня домашнего очага и огня (аналог греческой Гестии и римской Весты), бог грома, молнии и дождя, воин и защитник земель гетов Гебелейзис. Некоторые современные историки включают в это число известную во Фракии богиню Луны, лесов и колдовства Бендиду и Сабазия (у греков известный под именем Дионис).

Довольно подробную информацию о верованиях гето-даков и их верховном боге Залмоксисе (Замолксисе) оставили античные писатели. Геродот говорит, что геты -«самые храбрые и честные среди фракийцев», и характеризует Залмоксиса как самого важного бога гетов, к которому отправляются умершие. Наиболее ценные сведения Геродот сообщает о мифах и культах, связанных с Залмоксисом. Он подчёркивает, что геты считают себя бессмертными. Этого они достигали путём обряда посвящения. Другой чертой гетской религии был антифатализм - гетто-даки верили, что судьба человека зависит от него самого, от его деяний.

Подобные представления существовали и у других народов, в частности, у древних индийцев. В Греции схожие концепции мы находим в орфизме - мистико-религиозном движении, которое сформировалось, и об этом говорят сами греки, на основе идей, которые исповедовал легендарный персонаж фракийского происхождения Орфей.

Властные и организационные возможности религии позволили ей стать важной силой в государствах Буребисты и Децебала. Внутренние преобразования, внешнюю политику царь Буребиста проводил при поддержке верховного жреца Декенея.

Жречество. Как и у других античных народов, у гето-даков жречество занимало особое положение в обществе. Жрецы обладали познаниями во многих областях и пользовались большим уважением в обществе. По данным античных авторов, у гетов существовало несколько категорий жрецов: капнобаты, кристы и полисты. Сложно сказать, каковы были функции этих категорий жрецов. Некоторые античные писатели рассказывают, что полисты былианалогичны ессеям - членам иудейской секты, проповедовавшей аскетизм, создавшей т. н. «Свитки Мертвого моря» и считающейся близкой к ранним христианам.

Жрецы гетов приносили жертвы и были хранителями научных знаний. Одновременно с появлением государства появляется сан верховного жреца, являвшегося ближайшим сподвижником царя. Эти функции, как свидетельствуют античные авторы, на протяжении истории выполняли Залмоксис (имя близкое имени верховного бога), Декеней, Комосик. Самым известным верховным жрецом был Декеней, помогавший царю Буребисте в объединении племён гето-даков, а после его убийства сам ставший царём.


Святилища и культовые места. У гетов существовало множество святилищ. Самые древние сооружались из дерева и были прямоугольными. Важные культовые сооружения (круглые и четырехугольные в плане) найдены в Сармизегетузе. Гето-дакийское святилище обнаружено в селе Бутучены Оргеевского района. Согласно Страбону, геты считали священной гору Когеон (Когайонон), куда в пещеру удалился Залмоксис.

Погребальные обряды. Информация о погребальных обрядах гетов известна благодаря археологическим данным и сообщениям античных авторов (Геродот, V, 8; Помпоний Мела, II, 2, 18-20; Солин, 10, 1). Существующие данные показывают, что в V-III веках до н. э. кремация являлась основным погребальным обрядом у гетов, при этом представители знати иногда прибегали к ингумации (захоронению в землю). Однако в первой половине II века до н. э. методы погребения покойных у гетов кардинальным образом изменились, и отследить их археологическим путем невозможно. В период правления царя Буребисты на юго-востоке Трансильвании, в Олтении, Мунтении и на юге Молдовы появились могильники. Впоследствии могильники возникали близ поселений к востоку от Карпат, в долине Сирета. В принципах организации этих могильников ощущается сильное влияние сарматского населения Северного Причерноморья.

Гетский язык

Гето-даки говорили на языке, который входит в семью и родствен протолатинским, балто-славянским и иранским языкам. Античные источники содержат мало сведений о языке фракийцев. Нам известно около 2800 имен собственных и 200 слов (прежде всего, названий растений). Менее трети из этого запаса относится к ареалу северных фракийцев, остальное - из областей к югу от Балканских гор. Гомер, рассказывая о фракийцах - союзниках троянцев, упоминает имя их царя - Реза. Это слово эквивалентно санскритскому «раджа», латинскому rex, но Гомером используется как имя собственное.

Сейчас мы не знаем, какой была лингвистическая структура гето-дакийского языка. Нам не известно, как по-гетски звучат слова «мужчина» и «женщина», «добро» и «зло», «быть» и «мочь», «я» и «ты». Поэтому ученые создали разные теории происхождения языка гетов. Авторы некоторых современных гипотез пытаются объяснить, почему гето-даки, меньшую часть территории которых занял Рим, отказались от своего языка в пользу латыни, в то время как другие народы, оказавшиеся полностью под властью римлян, родной язык сохранили. Выяснилось, что гето-даки, носившие разные названия, занимали обширное пространство от Центральной Европы до Азии, вплоть до Индии и Китая. К примеру, североиндийский народ панджаби является потомком племени масагетов, обитавшего в Центральной Азии более 2500 лет назад. Эти потомки гетов говорят на языке, в котором есть сходства с молдавским (румынским). При этом многие общие элементы панджаби и молдавского (румынского) сходны с латынью. Это значит, что геты говорили на языке, сходном с латинским, и до римской экспансии.

Гипотеза о наличии тесной связи между языком гетов и латынью была изложена исследователями еще в XIX и развита XX веках. В пользу этой теории приводились как аргументы из области лингвистики, так и данные археологии, в том числе изображения с колонны Траяна, на которых гето-даки общались с римлянами без переводчиков.

Сходства между гетским и латинским языками объясняются:

— местным субстратом, языками доиндоевропейского населения (к примеру, носителей кукутенской культуры), которое мигрировало, в том числе, на территорию современной Италии;
— общим наследием;
— языковыми заимствованиями, объясняемыми контактами между народами, хотя проблема первичности языка гетов по отношению к латыни (а не наоборот) весьма актуальна, но, практически, не изучена.

Многие ошибочно считают, что письменные источники появились на славянской земле благодаря просветителям славян - святым Кириллу и Мефодию. Они, действительно, совершили подвиг, осуществив перевод многих книг Нового Завета с языка ромеев на русский, способствовав торжеству Православия, но до их прихода славяне уже имели письменность. Доказательства сейчас будут Вам представлены, так как удалось дешифровать несколько надписей на САНТИЯХ "ДАКОВ".
Обнаружение Сантий связано с королём Румынии Карлом Первым. Карл Первый был этническим германцем из рода Гогенцоллернов-Cигмарингенов. Он возглавил два княжества - Молдовское и Мунтянское (Восточная Валахия), которые и образовали Румынское королевство. Излюбленным местом отдыха Карла Первого и его семьи был монастырь Синая.
В хозяйственных постройках монастыря были обнаружены золотые пластины с древними письменами общим числом около четырёхсот, которые сразу были переданы королю. Чтобы пополнить королевскую казну, Карл приказал переплавить большую часть золотых пластин. На вырученные от продажи золота деньги был построен в Синае дворец для королевской семьи. То, что королём было совершено преступление в отношении славянского мира, никто не понял. Однако король приказал сделать точную копию пластин на свинце.
На фото представлена одна такая копия.
Транслитерация.
1. Ченещев цяей ятше... Я-
2. кхей, тшалимтсь, ацужчще цэ-
3. я? Ацяй леваев щечещь... Ищ-
4. щё б! Ал, может, чщаб аё кхо-
5. ни ямацэчана ёе ж? А ящцо
6. щечи цейжяёва неё - цэ яйцэ
7. итсьцаё едцё. Ацэё ще цитс-
8. и щотшели, велиёжщи. Чо ж
9. ечо? Чщай, бьёца. Ёвьеин-
10. ея жаёдцьёчь - жищейво...
Перевод.
1. Сынов её забрали (в армию)...
2. Кто, сжалившись. осудит мать?
3. Такова судьба льва... Ещё бы.
4. Или, может быть, это она для того, чтобы её кони
5. не были забраны для наших нужд? А если
6. почитать труды праведника её - это яйцо
7. истины. Её груди
8. зело тяжелы и велики. Что ещё?
9. Видимо, бьет своего праведника.
10. Её жалобы - ложь...
В начале нашей эры на Карпатах уже жили славяне. Они были населены носителями «культуры карпатских курганов» - карпами. Карпов называют также "даками". Древние "даки" - предки молдовлахов.
«Історичний шлях культури карпатських курганів, - утверждает изданная в 1995 году в Киеве «Давня історія України», - е наочною ілюстраціею асиміляції давніми слов"янами гето-дакійців. Можливо, саме в цьому явищі полягають глибинні причини своерідності слов"янських етнічних груп, що проживають нині в Карпатах». Но ведь дело в том, что никакой ассимиляции гетов славянами не было, так как сами геты и были славянами. Самый главный показатель этнической принадлежности - это язык. Язык, на котором разговаривали "гето-даки", судя по результатам дешифрованной древневалашской письменности, - славянский, следовательно, и так называемые "даки", и молдовлахи - это славяне. Валахи забыли свой родной славянский язык лишь в 20 веке.
Однако национальное своеобразие в культуре, например, гуцулов явно присутствует. Объясняется оно тем, что через Карпаты и Лемберг проходил Соляной путь, по которому соль переправлялась из Крыма в Западную Европу. Торговля солью Солотвинских соляных копей - это лишь прикрытие для тех, кто осуществлял переправку сивашской соли от местечка к местечку, от одного города с пригородом, закрытым от посторонних глаз, к другому городу с таким же гетто. Соль по этому пути везли везли потомки хазар, которые внешне ничем не отличались от лемков.
Несколько лет назад генетиками установлено, что значительная часть лемков и румын имеют гаплогруппу ДНК R1b (являются эрбинами). Это свидетельствует лишь о том, что эрбины Западной Европы забыли свой родной язык и стали разговаривать на романских и германских языках, а лемки не отвергли язык своих предков, оставшись славянами. Сами лемки себя считают русскими или, говоря иначе, русинами.
Эрбины (кельты), как и преставители R1a, - в начале нашей эры были славянами, о чём говорят нам письмена Сантий.

А - А
М - Б, В
К - Б, В как в древнерусском
П - ВЬ
III (Ж) - ДЖ
В - ДЦЬ
Е - Е
Y - ЕЙ
Г - Ж бл. к Щ
N - Ж
Z - ЖЬ
S - З
I - И - перед согл.
^ - Й; Ю, если прямоугольный треугольник
Y - Й
Х - Кх
Л - Л, Ли
Н - М
Ч (в обр. ст.) - Н
О - О
^ - П
@, Q - Р
Ф - ТС
т - Т
V - У, В
Е - Ц, Цэ
Y - Ч
Т - Ч
Ш - Ш
Щ - Щ
Р - Щ
О - Ъ
I - Ь
Y - Ю, Я
* - Я
О (как "омега") -Я

ОЕ читается как Э.
ОА - как А под ударением.
IO - Ё
DА - Я
ОО - У
YO - И
АЕ - Э
YАЕ - Е
ЕO - ЦО
ЕО - ЭЙ
О после гл. указывает на безударный слог, перед - на ударный гл. звук, О после согл. - на твёрдый согласный звук, I после согл. - на мягкий согл. звук.

Первое письменное свидетельство, как считают современные ученые, о румынском языке, на котором-де, говорили в Средние века на Балканах , принадлежит византийскому летописцу Феофану Исповеднику , жившему, по утверждению латинских богословов (и каких богословов!), в VI веке н. э. по официальной хронологии. Это свидетельство связано, представьте, с военной экспедиции ромеев против обров (аваров), во время которой некий погонщик мулов, которого почему-то идентифицируют как представителя народа, близкого валахам, сопровождающий в составе тыловой службы византийскую армию, заметил, как с одного из животных падает груз, и закричал своему спутнику: «Torna, torna, fratre» («Поворачивай, поворачивай, брат»). То, что в Ромее проживало значительное число выходцев из Италии, что Рим на Босфоре долгое время назывался Латинской империей, то, что сам латинский язык в те времена только формировался, в расчет современными учеными не принималось.
Считается, что древнейший письменный текст на румынском языке — это письмо Някшу , датированное почему-то 1521 годом . Однако написано оно на писчей бумаге, которая стала изготавливаться в 17 веке. Т. о., датировка неверна. Скорее всего, манускрипт создан в 18-19 вв. В 1818 году Георгий Лазарь основал в Бухаресте первую школу на румынском языке. Возникает законный вопрос: а существовал ли румынский язык в 18 веке или он создан искусственно в 19 столетии?

Рис. 1. Титульный лист книги Ю. Венелина "Влахо-болгарские или дако-слаянские грамоты".
Материал, собранный Ю. Венелиным - русским учёным первой половины XIX века, - свидетельствует о том, что валахи ещё в XVIII веке разговаривали на русском языке (см. рис. 1-2).



Рис. 2. Грамота, написанная на русском языке в конце 17 ст.
То, что валахи вплоть до XIX столетия не ведали ничего о румынском языке, доказывает и книга
Г. Гензелия "Синопсис"(см. рис. 3):


Рис. 3. На странице среди славянских языков вместо валашского упомянут молдавский язык (G. Henselio. Synopsis universae philologiae. - N.: Сomiss. komanniana, 1741. - P. 423 ). То есть валахи в 18 в. относились к молдаванам и разговаривали на русском языке. Румынского языка в те времена не было в Молдавии и не будет ещё полтора века! Если бы нынешние румыны чтили память предков, то шли бы на поклон к молдаванам Приднестровья и просили их прислать учителей научить их языку их дедов и прадедов. Мало того, венгры (угорцы, хунгары) в 18 в. разговаривали на одном из славянских наречий, так как венгерский язык был искусственно создан лишь в 19 веке. Сам факт искусственного создания венгерского языка вовсе не предполагает, что на нём сразу же должны были заговорить православные угорские русины. Под влиянием чего народ забывает свой родной язык можно догадаться.

Кириллический алфавит оставался в Валахии в ходу до 1862 года . В этом году румынская письменность была установлена официально. Население страны, несмотря на это, продолжало разговаривать на родном валашском наречии русского языка. На румынском языке первой заговорила, разумеется, интеллигенция, но народ не желал отказываться от родного языка.
Часть населения Румынии заговорила на румынском языке лишь перед ВМВ под влиянием фашистского правительства. В средних школах СРР преподавание велось на румынском языке, поэтому именно только во второй половине 20 в. румынский язык для населения Румынии стал родным.

5 677

В поэмах Гомера (8 век до н.э.) упомянуты фракийцы, которые жили на территории Балканского полуострова, а также на территории нынешней Румынии. Античный историк Геродот написал о том, что фракийцы были самыми многочисленными в мире, после индийцев и что они могли бы стать самой большой силой в мире если бы не были так разрознены.

В северной части Балканского полуострова жили одрисы, трибалы и гето-даки. Геты расселились по обоим берегам Дуная. Геты в свою очередь делились на разные племена: даки, карпы, костобочи… Самыми многочисленными были даки. Согласно Страбону, даки назывались “daoi” от формы единственного числа “daos”. И это название происходит от фригийского слова «волк».

В 335 г.до н.э. после военного конфликта между гетами и Александром Македонским геты признали власть Македонского Царства. Но после смерти Александра Македонского и развала его империи, в 292 г.до н.э. царь гетов Дромихете одержал победу над генералом македонцев Лисимахом и снова утвердил свою власть.

Ещё до в 7 веке до н.э. на западном берегу Чёрного Моря появляются греческие колонии-полисы. Именно в греческие документах упомянуты некоторые цари гетов, например, Залмодегиксос, руководитель гетов на севере Добруджи в 3 веке до н.э. или Ремакс, который правит на территории будущей Валахий.

Расцвет Дакийского царства под руководством Буребисты

Предполагается что Буребиста возглавил даков в 82 г.до н.э. и что Буребиста был современником Цезаря. Историк Страбон написал, что Буребиста объединил гето-даков, навёл порядок и дисциплину создал сильную державу, одержав вверх над соседними народами.

В рассказах Страбона подчёркивается, что для того чтобы навести порядок в стране Буребиста даже приказал дакам срубить асе виноградники и отказаться от вина. Очень важную роль во время правления Буребисты играл главный жрец даков, Деченеу, благодаря реформам которого удалось сконцентрировать политическую и религиозную власть в руках царя, объединить даков.

Тогда предполагается, что и была построена столица даков, Сармизеджетуза, возле города Орэштие.

Буребиста уничтожил и выгнал кельтов. Совершил поход на Фракию, дойдя до Македоний, подчинил себе греческие города западного побережья Чёрного Моря.

Царство даков под руководством Буребисты простиралась от Среднего Дуная до Чёрного Моря, от Северных Карпат до Балканских гор.

Дакия вовремя Буребисты

Согласно Страбону, Буребиста мог собрать армию в 200 тысяч солдат. Буребиста вмешался в Гражданскую Войну между Цезарем и Помпей, за что Цезарь решил его наказать и готовил большой поход на даков. Но убийство Цезаря (44 г.до н.э.) помешало этому.

Буребисту постигла такая же участь, он был свержен и убит, а его мощное царство распалось на 5 частей.

Даки под руководством Децебала. Дако-римские войны.

Несмотря на распад царства Буребисты даки продолжали угрожать Римской Империй.

Периодически даки нападали на южные владения Римской Империи. Во время императора Августа левый берег Дуная был занят римлянами, римляне образовали провинцию Мезию и на некоторое время установился мир.

Этот мир продолжался недолго. В 85 г.до н.э. даки совершили опустошительный побег на Мезию.

Даками в то время правит опытный и талантливый полководец, Децебал. Он пользовался большим уважением среди своих поданных и союзников и во время его правления дакийское царство, правда уже намного меньше по площади, чем Дакия Буребисты, снова становится мощным государством.

Децебал

Геродот написал о даков «…они считают себя бессмертными. Согласно их вере, они не умирают, а отправляются после смерти к Залмоксису – их богу» Даки умирали улыбаясь, радуясь смерти. Благодаря и этим поверьям даки были воинственным и храбрым народом.

Римский император Домициан принял решительные военные меры. Пытаясь наказать опасного соседа, он отправляет экспедицию генерала Корнелиуса Фускуса, но тот потерпел сокрушительное поражение, погибая в этой битве. Следующий поход под руководством Тёти Юлиана был удачнее, но всё-таки результат был неудовлетворяющим для римлян, и Римская Империя была вынуждена заключить довольно невыгодный мир с Даками. Хотя официально Децебал признал себя побеждённым он был провозглашён «дружественным царём» и сумел получить много выгод от этого мирного договора.

Следующий римский император молодой и амбициозный Траян, решил отменить этот постыдный договор и в 101 году н.э. начинает большой поход на даков. Причины нового конфликта разные: продолжающая расти мощь дакийского государства, богатства даков, экономическая ситуация в Римской Империи…

После тяжелых битв Децебал был вынужден признать себя побеждённым и капитулировать перед римлянами. Столица даков Сармизеждетуза переходит под администрациями римлян. Децебал остаётся номинально царем подчиняясь Риму, а даки теряют большую часть территории которых остаются римские легионы.

Нетрудно догадаться что гордые даки не могли смириться с этой ситуацией. В 105 г.н.э. состоялась вторая Дако-римская война. Сопротивление даков было окончательно сломлено, а Децебал чтобы не попасть в позорный плен покончил жизнь самоубийством.

Римская провинция Дакия.

После победы, римляне превратили занятые земли, а римскую провинцию. Во время Траяна в Дакию были квартирированы постоянно 3 римских легиона. Были основаны города и населённые пункты. с подобной как в Риме, организационной формой. В Дакию приходят многочисленные римские колонисты из других уголков империи. После завершения службы римляне со своими семьями остаются жить здесь, получая бесплатно земли. На румынском языке слово batran (старый) происходит от слова veteranus – ветеран.

Процесс романизаций Даков вопрос противоречивый и который в последние годы вызывают всё больше и больше дискуссий среди историков

Но постепенно Дакия теряет свою стратегическую значимость и в 271 г.н.э. император Аурелиан отозвал администрацию и легионы из Дакии. Но подавляющее большинство колонистов остаются здесь, хотя безусловно по сравнению с другими территориями Римской Империи Дакия почувствовала регресс.

Влияние римлян на эти земли было постоянным. Под руководством императора Константина, Римская Империя снова обратила внимание на Дакию, в 332 году на равнинах Мунтении римляне разгромили племена вестготов и установил стабильную социально-политическую обстановку в этом регионе.

В 5 веке — 6 веке начинается миграций народов, на территории нынешней Румынии проходили по очередям вестготы, остготы, гунны, гепиды, славяне, авары. Некоторая стабильность в ту эпоху существовало только на юге, в Добрудже которая, до 7 века продолжало быть римско-византийской провинцией.

Часть Трансильвании входила в состав Аварского Каганата, к востоку от Карпат поселились славянские племена, которые постепенно проникают и в Трансильванию, с согласием авар.

В 8-9 веках те которые части Мунтении вошли в состав первого Болгарского царства. Таким образом старались контролировать «путь соли», неподалёку от соляных копей Слэника Прахова.