ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Древнеегипетская богиня сехмет. Государственный Эрмитаж Египет Богиня Сехмет в древнем искусстве

Сехмет (Сохмет; Сахма, Сахми, Сахма, Сахме, Сехме) — в египетском пантеоне богиня разрушительной энергии Солнца (жары), войны, исцеления и лекарей, защитница людей, покровительница царей. Отождествлялась с пылающим глазом Ра, или исходящими силами Солнечной энергии.

Жена одного из богов демиургов , мать Нефертума бога растительности и Имхотепа. Входит в Мемфискую божественную триаду: Птах, Сехмет, Нефертум — им посвящен храм на севере Карнака.

Изображалась в виде стройной женщины с головой львицы и солнечным диском на ней. Иногда изображалась с горящими стрелами. В других версиях ее атрибутам также выступают крест жизни «Анкх», скипетр «Уадж» в форме стебля папируса — символ вечной жизни, меч — оружие войны с врагами богов.
Ей присущи такие качества как суровость, сила, воинственность, агрессивность, целенаправленность, собранность. Ее главным животным как это вытекает из образа была львица — еще один символ огня.

Божественные функции согласно древним представлениям:

  1. Являет собой силу контроля разрушительных влияний духовного начала, которая противостоит тьме. Сехмет не только направляет карающую длань, но и нейтрализует деструкцию. В мифах описываются ее воинственные черты.
  2. Защитница людей.
  3. Исцеляющая роль в виде уничтожения и борьбы с врагами (внешними и внутренними). Считается покровительницей врачей, жрецов-целителей. Была помощницей в барке в сражениях со змеем-разрушителем Апопом.

Энергетический канал Сехмет

Силы, которые дает этот канал:

  • Является женским каналом.
  • Помогает стать сильнее физически и морально. Это будут чувствовать окружающие и относиться с уважением или страхом к такой женщине в зависимости от наклонностей.
  • Особенно полезной такая энергия окажется женщинам, выполняющим мужские обязанности (солдаты, силовые структуры, полицейские, юристы, судьи и другие профессии).
  • Канал с одной стороны помогает собраться, быть сдержанной, целенаправленной и активной, но при этом не терять своих ценных женских качеств.
  • Подходит женщинам, которые проходят сложный период одиночества или находящимся в разводе, матерям одиночкам, женщинам чьи мужья постоянно бесчинствуют.
  • Хорошо подойдет для развития многих качеств личности, если вы хотите их развивать, но в силу каких-либо причин не имеете. Взращиваются качества: сосредоточенность, активность, сила, целеустремленность, определенность, рациональность, быстрое принятие решений, психологическая устойчивость.
  • Активизируются и раскрываются сакральный центр (Свадхистана-чакра), чакра солнечного сплетения (Манипура-чакра), горловой центр (Вишуддха-чакра).
  • Развивает грамотно поставленную, аргументированную речь, дисциплинирует мысли.

Возможные признаки соединения с каналом: интенсивная вибрация в теле, сгустки энергии в руках, нисходящая энергия сверху, наполнение энергией.

Дополнительная информация: Работает только с женщинами, предпочтителен для волевых, сильных и активных, пробивных личностей.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ Сехмет

Был распространен на всей территории Египта, однако главными центрами почитания и отправления молитв были Гелиополис и Мемфис. Храмы богине были расположены в Карнаке. Они строились на краю пустыни в местах обитания львиных прайдов. Отождествлялась со звездой Регул в созвездии Льва.
Во время эпидемии чумы фараон Аменхотеп III приказал изготовить семь сотен статуй богини, чтобы умилостивить ее гнев — прекратить болезни и смерть.
Праздником Сехмет считался день 7 января, который приходится на период увеличения солнечного дня. Часто отождествлялась с богиней Мут.
В одном из святилищ храма стоит одна из самых выразительных статуй Сехмет высотой чуть выше человеческого роста с солнечным диском наверху.

Эпитеты: «Могучая», «Великая», «Владычица пустыни», «Хозяйка жизни» — как владычица над болезнями и их исцелением.

Миф о неистовстве Сехмет

Богу Ра не понравилось, что люди ведут себя слишком своевольно — не почитают богов, убивают друг друга. Рассердившись вырвал он своё око из глазницы и запустил в сторону людей. В воздухе око Ра изменило свою форму и превратилось в богиню Сехмет. Эта богиня начала кровавую расправу над смертными, она убивала людей и пожирала их. Ра увидев это испугался, что может истребить она весь род людской.
Поранил он себя острым камнем, выпустил из себя кровь, смешал ее с крепким вином и вылил на землю. Сехмет летела мимо и увидела озеро крови, припала она к нему и стала пить, после чего уснула.

Важнейшая богиня-львица Древнего Египта

Сехмет поклонялись во все периоды истории Древнего Египта, включая греко-римскою эпоху.

Ее имя, которое можно перевести как «мощная», «могучая» или «могущественная», впервые появляется еще в «Текстах пирамид ».

В эпоху Нового царства ее распространенным эпитетом был такой - «Большая Сехмет, любимая Птахом». Ее самым важным культовым центром был Мемфис, где ей поклонялись как супруге Птаха и матери Нефертума.

В Новом царстве к Сехмет вернулась ее роль богини-матери. В этот же период впервые появляются сведения о связи между Сехмет и Мут, которая почиталась как «Великая богиня-мать» и супруга Амона . Вероятно, это произошло потому, что Фивы стали главным городом страны, возникла потребность идеологически связать между собой как новую и старую столицы, так и характерные для них религиозные традиции и верования. В конечном итоге культ Сехмет фактически полностью слился с культом Мут, одной из форм которой она стала.

Во времена Нового царства, Сехмет, главным образом, считалась агрессивным аспектом больших богинь: сначала Хатхор, затем Мут, и наконец Исиды.

В Последний период акцент вновь был сделан на ее разрушительной стороне. Сехмет появляется в различных текстах как уничтожитель врагов, а также как та, которую нужно успокаивать с помощью специальных ритуалов и празднеств, включающих в себя, как правило, употребление алкоголя (пива).

Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона

Cехмет была тесно связана с Королевским саном. Она часто описывалась как мать Махеса , грозного бога-льва, который был покровителем фараона.

Поскольку Сехмет, как верили древние египтяне, выдыхала огонь на своих врагов, она была принята многими египетскими фараонами в качестве военной богини и символа их собственной власти в сражениях.

Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.) утверждал, что Сехмет находилась вместе с ним в его боевой колеснице в битве при Кадеше, опаляя вражеских воинов своим огненным дыханием.

Но не только огонь был ее оружием – она уничтожала врагов и из своего лука. Из всех богинь-стрельцов в египетском пантеоне Сехмет была самой страшной. Ее «семь стрел» персонифицировались как семь посыльных, которые несли чуму и разрушение.

Фараон XII династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.) в одном из гимнов назван тем, «кто пускает стрелу, как это делает Сехмет».

Египетские владыки не жалели сил и средств, чтобы обеспечить благосклонность этой богини. До нас дошел фрагмент известнякового рельефа из долинного храма в Дашуре фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.), который был великим строителем пирамид . На рельефе голова правителя Египта расположена рядом с мордой богини-львицы, по-видимому, Сехмет. Земной владыка как бы вдыхает божественную жизненную силу, исходящую изо рта богини.

При фараоне V династии Сахуре (ок. 2487-2475 гг. до н.э.) в Абусире было построено святилище-храм в честь Сехмет.

Фараон Аменхотеп III – почитатель Сехмет

Однако самым страстным почитателем богини проявил себя фараон XVIII династии Аменхотеп III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.). Более 700 статуй Сехмет были установлены к югу от большого храма Амона в Карнаке в зоне Мут на берегу озера Ашеру, а также в заупокойном храме фараона (Kom el Heitan) в западных Фивах.

Долго считалось, что сам фараон приказал установить статуи в обоих местах, но сегодня большинство ученых полагает, что первоначально все статуи стояли вблизи заупокойного храме Kom el Heitan. Там они явились частью крупной скульптурной программы Аменхотепа.

Эти большие статуи (их высота иногда превышает 2 метра) вырезаны из черного гранита или диорита. Твердость камня, из которого сделаны статуи, само их количество наглядно говорит о том колоссальном камнетесном труде, который был выполнен древними египетскими мастерами.

Cтатуи изображают богиню-львицу сидящей или стоящей. В одной руке она, как правило, держит анх – символ жизни, в другой иногда скипетр в виде ростка папируса - символ здоровья и Нижнего Египта.

Позже часть этих статуй была демонтирована с первоначальных мест и установлена в других египетских храмах и святилищах (немало из них попали в египтологические музеи всего мира).

Египтологи, в частности французские, предполагают, что первоначально у храма было установлено две серии статуй по 365 богинь-львиц в каждой. Ежедневные обряды, выполняемые перед каждой статуей, следовали за движением звезд и курсом солнца. Нильская долина зависела от состояния этих природных явлений, определяющих время и сроки разлива великой реки. Аменхотеп III, видимо, полагал, что таким образом обеспечивается закон и порядок мироздания – маат.

Также он, вероятно, надеялся, что такая концентрация статуй богинь обеспечит защиту страны от внешних врагов, эпидемий и неурожая.

Целительница и покровитель врачей

Если чума шла на Египет, ее, как говорили, нес «посыльный Сехмет». Египтяне полагали, что если Сехмет могла насылать болезни, то она была также той, которая могла защитить от них и вылечить в случае заболевания.

У нее была власть отразить мор, она могла проявлять себя как медицинское божество и богиня исцеления, получив эпитет - «хозяйка жизни».

Таким образом, священники Сахмет были связаны с медициной и волшебством, а сама богиня стала считаться покровителем врачей. Ее жрецы считались знатоками медицины и квалифицированными врачами. Один из папирусов, например, приписывает этим священникам детальное знание сердца.

Жрец, обращающийся с молитвами к Сехмет с просьбой о выздоровлении больного, был неотъемлемой частью всего процесса лечения, наряду с практическими действиями самого врача (жреца), который также находился под покровительством богини.

Как верили египтяне, амулеты и изображения богини могли способствовать выздоровлению. Например, ее изображение на стене храма Сахура в Абусире наделялось способностями магического и удивительного излечения страждущих.

Поскольку у Сехмет доминируют агрессивные и опасные черты, ее изображения могли, естественно, вызывать и чувство страха или тревоги. Причем не только у древних египтян. Известная статуя Сехмет, которая ныне находится в храме Птаха в Карнаке, была сломана в начале XX века местными жителями, которые боялись, что она может принести вред их детям.

Сехмет и «далекая» богиня

Египетские мифы в разных вариантах содержат рассказ об убежавшей в Нубию «далекой» богине в облике львицы, которая потом была возвращена в Египет. Такой сюжет содержится в рассказах о Мехит, которая была поймана и возвращена богом Онурисом , ставшим ее мужем. Тефнут, богиня влаги, также была возвращена из Нубии богом воздуха Шу.

Схожее повествование имеется и о Сехмет. Рассерженная богиня-львица убежала в Нубию. Ее отец, бог Ра, пытается вернуть свою дочь в Египет. Однако разъяренная Сехмет убивала каждого посланца, посмевшего к ней приблизиться.

Тогда боги, чтобы умиротворить львицу, пускают в ход музыку и танцы. Завороженная громкой музыкой и танцевальными движениями богов, Сехмет окунается в воды Нила вблизи первого порога и превращается в красивую женщину. По другим вариантам этого мифа она напивается и превращается в умиротворенную Бастет или Хатхор.

Ежегодно египтяне в период разлива проводили «Праздник опьянения», цель которого состояла в том, чтобы преобразовать неистовую солнечную львицу в умиротворенную богиню. Здесь теологи использовали определенные параллели между наступлением воды во время паводка и тем пивом, окрашенным под цвет крови, которое разливают боги, чтобы обмануть Сехмет.

В этом праздновании, в ходе которого египтяне употребляли алкоголь и веселились, был воплощен сельскохозяйственный вариант мифа вечного оживления природы. Кровь и пиво (вино) были тесно связаны в египетской мифологии.

Иконография Сехмет: богиня с головой львицы

Она обычно изображается как женщина с головой львицы. В Новом царстве она приобрела диск солнца, урей, знак анх и скипетр папируса как признаки.

Иногда, когда упор делается на ее связь с Хатхор, она изображается держащей систрум – музыкальный инструмент богини Хатхор.

Как богиня войны, защитница Ра, Осириса, фараона и всего Египта она иногда держит в ругах ножи (кинжалы).

Она часто носит длинный парик, который в определенной мере уравновешивает солнечный диск на ее голове.

Длинное платье, которое носит богиня, часто окрашено в красный цвет. С одной стороны, красный цвет был цветом Красной короны и символом Нижнего Египта, с другой стороны, красный цвет – цвет крови, подчеркивающий воинственный характер богини.

Иногда на каждой груди богини изображалась по розетке - они были астрономическим символом созвездия Льва.

Однако в целом изображения Сехмет трудно отличить от других богинь с головами львицы, имеющим схожую иконографию.

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.



Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей


Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".


Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.


Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.



Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.


Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Сехмет - богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь Ра, его Грозное Око. Изображалась в облике львицы. Иногда отождествляется с Тефнут и Хатор.

Сехмет, которую называли «могущественной» и «пламенем Ра», слыла чрезвычайно опасной богиней, и потому очень важно было снискать ее расположение. Ведь Сехмет - «око Ра в ярости», божественный гнев в обличье львицы. Многие из ее изображений дошли до наших дней.

Сехмет умела произвести сильное впечатление как на людей, так и на богов. Вместе с Птахом и Нефертумом богиня-львица вошла в одну из главных божественных триад Древнего Египта, которой поклонялись в Мемфисе.

Ее изображения

Как одна из древнейших богинь египетского пантеона, Сехмет во все эпохи изображалась одинаково: в образе львицы или, еще чаще, в виде женщины с головой львицы, облаченной в традиционное узкое прямое платье с двумя бретельками. Изначально она не обладала никакими атрибутами, но в Новом царстве египтяне наделили ее крестом анкх и жезлом в виде стебля папируса. В Мемфисе эта богиня часто изображалась рядом с Птахом: они считались очень могущественной четой. Остепенившись, Сехмет стала принимать обличье ласковой кошки, что сблизило ее с богиней Баст.

Египтологи предполагают, что двуликая Сехмет/Баст символизирует две стороны любви - разрушительную и созидающую. Эта богиня становится разрушительницей, когда Ра посылает ее покарать провинившихся людей, и тогда она выполняет его поручение без малейшей жалости. Стрелы Сехмет пронзают ее врагов, а смертоносный горячий пустынный ветер - это ее дыхание.

Больше всего изображений богини встречается в районе Мемфиса. Статую, поставленную по распоряжению Аменхотепа III в храме Мут в Карнаке, в полнолуние заливали бледные лучи ночного светила, и тогда завораживающее лицо богини как будто оживало.

Мифы о Сехмет

Могущественная, Обжигающее Пламя - иносказательные имена Сехмет звучат устрашающе! Ра, бог-творец, наделил богиню-львицу внушающей страх силой, потому что именно она положила конец восстанию людей. Мифы о Сехмет - это мифы о грозной богине.

Сехмет связана с одним из важнейших циклов древнеегипетской мифологии - солнечным. Его главный герой - Ра, творец и светило, без которого мир не видел бы дневного света. Но прошло время, и Ра состарился...

Сехмет - героиня солнечного цикла

В этой истории все началось с того, что власть Ра ослабла. Некоторые боги, жаждавшие занять его место, ждали, что Ра, устав царствовать, уступит им трон. Даже люди восстали против него! И не было покоя ни на небесах, ни на земле... Ра обратился за советом к мудрейшим богам эннеады, и те предложили ему восстановить порядок на земле, послав туда Сехмет. Богиня - «око Ра» - повиновалась, устроив настоящую резню, чтобы восстановить власть солнечного бога. Уничтожение людей смутило Ра, и он отозвал Сехмет, желая положить конец истреблению взбунтовавшегося человечества. Неудивительно, что с тех пор люди не могли побороть страх перед ужасной богиней-львицей.

Сехмет, «далекая богиня»

С этим эпизодом связана легенда о «далекой богине». Разгневанная Сехмет продолжала бушевать и злобствовать: она не в силах была успокоиться и вернуться обратно, к Ра. Чтобы утихомирить строптивицу, потребовалась вся изобретательность хитроумного бога Тота и ловкость охотника Онуриса. Общими усилиями «далекую» все-таки удалось вернуть назад, и это событие ассоциировалось у египтян с тем живительным дуновением ветра, которое приносил паводок Нила в начале каждого года. Так что в знак своей признательности люди назвали первый месяц года именем бога Тота!

Та, перед кем трепещут боги, люди и зло

Однако не только Сехмет обладала разрушительной мощью! Когда верховный бог Ра сделал эту богиню своим оком на земле, чтобы подавить восстание людей, он наделил ее несокрушимой силой и внушил слепое повиновение своим приказам. Чтобы исполнить божественную волю, Могущественная (как называли Сехмет люди) призвала себе на помощь полчища низших духов - устрашающих и кровожадных созданий, которых никто, даже сам Ра, не в силах был остановить. Эти духи, во всем послушные повелениям Сехмет, атаковали мятежников и мятежниц. Ничто не могло противостоять этим пугающим созданиям.

Тем не менее люди сумели извлечь из этого выгоду, обратив разрушительную энергию богини и ее помощников себе на пользу и сделав своим оружием. Ведь оказалось, что помощники Сехмет вели не менее безжалостную войну против болезней, эпидемий, стихийных бедствий и войн. Уничтожение этих зол было настоящим спасением для людей. Именно поэтому Сехмет горячо молились врачеватели, которые в большинстве своем были жрецами богини- львицы. Недаром древнеегипетская поговорка гласит: «Кто умеет убивать, умеет и исцелять». К врачам Мемфиса, как и к самой богине, простые египтяне испытывали опасливое почтение. Амулеты Сехмет - обереги от болезней - также свидетельствуют о том, что грозная богиня была еще и защитницей почитающих ее.

Триада из Мемфиса

В Древнем Египте существовало пять великих триад (божественных семейств), одну из которых составляли Сехмет, ее супруг Птах и сын Нефертум. Этой божественной триаде поклонялись в Мемфисе. В этом городе, стоявшем в дельте Нила, Птаха считали богом-творцом, который создал все живое и неживое одной только силой своей мысли. Понятно, что Птаха очень почитали! Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был тем «бутоном лотоса», который Ра носил у своего лица с самого начала своего царствования. Этот прекрасный образ напрямую связан с мифом творения. Изначально Сехмет, Птах и Нефертум были объектами не связанных между собой культов, но в Новом царстве духовенство Мемфиса объединило их в триаду.

Жестокая львица или ласковая кошка

Из-за устрашающей сущности богини Сехмет люди очень рано уподобили ее агрессивной львице. Пустыня - вотчина Сехмет, и здесь вполне можно встретить ее в обличье хищного зверя, блуждающего в поисках пищи. Но богиня двулика, и, успокоившись, она превращалась в миролюбивую кошку. В этом случае древние египтяне сближали Сехмет с богиней Баст и иногда даже отождествляли с ней.

Ил и кровь

Помня о резне, устроенной на земле разъяренной богиней Сехмет, люди отождествили разлив Нила, который нес в своих водах красноватый ил, с кровью, безрассудно пролитой божественной львицей. Когда эта «кровь» после паводка оставалась на суше, она превращалась в черную плодородную землю долины великой реки, питавшей население всего Древнего Египта. Так что, возделывая поля, египтяне отныне имели полное право говорить, что добывают свой хлеб потом и кровью!..

Культ Сехмет

Культ богини Сехмет быстро распространился по всему Египту. И если в Мемфисе он был наиболее значим, то Фивы были на втором месте, особенно после того, как под влиянием фараонов Нового царства политический центр переместился в этот город.

Исследователи считают, что культ Сехмет зародился в Летополе. В самом начале богиня сблизилась с богом Махесом, который был во всем подобен ей, и с другой львицей из Лето- поля - Менхит. Мудрое и миролюбивое воплощение Сехмет отождествлялось с Баст, богиней-кошкой, чей культ процветал в Бубастисе. Этим объясняется тот факт, что Махес, считавшийся сыном Баст, был также сыном и Сехмет! Духовенство Нового царства, по-видимому, желавшее прояснить эту ситуацию, которая действительно была достаточно запутанной, предоставило Сехмет место в одной из важнейших триад Древнего Египта, объединив ее с Птахом и Нефертумом.

730 статуй Сехмет!

Святилище богини Мут в Карнаке состояло из нескольких храмов, охранявшихся впечатляющим собранием статуй Сехмет: археологи обнаружили 498 статуй и фрагментов, но предполагается, что всего их насчитывалось 730! Это число было связано с числом дней в древнеегипетском году. Из них 365 статуй изображали сидящую Сехмет, и 365 - стоящую. Судя по всему, они были собраны со всей страны, от Александрии до Асуана, и установлены здесь по воле одного из фараонов Позднего периода. Лучшие статуи были изготовлены в мастерских Аменхотепа III.

Сехмет и фараон

Несмотря на свое устрашающее обличье, Сехмет была богиней-защитницей. Ее покровительством пользовался, в первую очередь, фараон, которого львица поддерживала в сражениях. Поэтому нередки изображения - как скульптурные, так и живописные - Сехмет, кормящей грудью маленького фараона. Столь тесная связь между царем и богиней-хищницей способствовала укреплению авторитета правителя. Статуи Сехмет покрыты надписями, говорящими о том, что царь находится под защитой «великой» и «грозной». Когда опасность была слишком велика, фараон, подобно Ра, посылал страшную львицу на своих врагов. Даже Эхнатон, правитель, который предпочел традиционному культу новые монотеистические идеи, считал, что располагает покровительством и поддержкой богини. Но Атон, единственный бог, которого чтил этот фараон-«еретик», вряд ли допустил бы ее вмешательство!

Сехмет в Карнаке

Город Карнак был одним из тех мест, где богине-львице поклонялись с особым рвением. Храм Птаха стоит здесь с того момента, как по решению фараонов Нового царства, которые были уроженцами именно этих мест, власти обосновались в Фивах. Духовенство Мемфиса связало этого бога с Сехмет, и в результате этого в храме Птаха, возведенном фараоном Тутмосом III (XVIII династия), они естественным образом оказались соединены в божественную триаду, куда вошел также Нефертум. Святилище, посвященное этой триаде, разделено на три капеллы. Центральная капелла посвящена Птаху, а правая - его паредре, «великой Сехмет, возлюбленной Птаха». Здесь по-прежнему возвышается великолепная диоритовая статуя богини. И наконец, третья капелла посвящена и сыну Птаха и Сехмет богу растительности Нефертуму.

Эпитеты Сехмет: связь со всем Египтом

В Карнакском храме лучше всего ощущается распространение древнеегипетского культа Сехмет. Здесь можно увидеть множество статуй с выгравированными эпитетами, связывающими богиню с городами, деревнями или местностями, которые она защищала. Некоторые их этих городов (о которых сегодня нам больше ничего не известно), судя по всему, заказывали эти статуи для того, чтобы установить их на священной земле Карнака. Поступая так, жители могли быть уверены, что воздали богине должное в самом важном месте - политическом и духовном центре Египта.

Неблагоприятные дни

Сехмет необходимо было почитать, причем особенно рьяно это следовало делать в неблагоприятные дни. Деканы - трети зодиака - позволяли не только разделить день на часы, но и определить неминуемое наступление благоприятных и неблагоприятных дней. То, каким считался тот или иной день, зависело от связывавшихся с ним мифологических событий. Народу необходимо было очень внимательно следить за календарем. Например, пять эпагоменальных дней в конце года, которые выиграл Тот, чтобы Нут могла произвести на свет пятерых богов (в том числе, Исиду), считались чрезвычайно опасными. В эти дни могло случиться все что угодно, и поэтому людям рекомендовалось не выходить из дома и молиться Сехмет, которой было не чуждо милосердие. Если этой богине молились достаточно горячо и искренне, она могла умерить свой разрушительный пыл и обратиться не в львицу, а в кошку.

Барельефы Сехмет

Если лучшие статуи Сехмет были изготовлены в Фивах, то лучшие барельефы, напротив, красуются в храме Сети I в Абидосе. Там, на стене из плотного песчаника, изображена богиня-львица, защищающая правой рукой Птаха, который восседает перед ней. Великолепная иконографическая композиция относится к шедеврам древнеегипетских скульпторов!

Персонаж древнеегипетской мифологии, покровительница города Мемфис, богиня палящего солнца и войны.

Мифология

Имя Сехмет переводится как «Могучая». Богиню называли также «Владычицей пустыни», «Великой» и «Могущественной». Священным животным богини считалась львица, и сама Сехмет изображалась как женщина с львиной головой. Другие кошачьи тоже считались посвященными Сехмет. Из-за львиной головы богиню отождествляли с Бастет - богиней красивых женщин, веселья и плодородия, которая изображалась в виде женщины с кошачьей головой или кошки. Бастет изображалась также и с головой львицы, но в этой форме начинала выражать агрессивное начало.

Центром культа богини был город Мемфис. В середине зимы, когда солнечный день начинал увеличиваться, богине Сехмет посвящался праздничный день.


«Служебные обязанности» Сехмет распространяются на войну и разрушительный солнечный зной. Диск на голове Сехмет - свидетельство связи богини с энергией Солнца и жаром. Богиня отвечает также за целительство и обладает способностью излечивать и напускать болезни при помощи магии, а врачи в Древнем Египте считались жрецами Сехмет.

Богиню называют грозным оком Ра, бога солнца. По легенде, первоначально Сехмет была богиней Хатхор - покровительницей женственности, любви, танцев и веселья. Однако потом Амон Ра разгневался на людей за то, что те перестали ему подчиняться, и решил наказать непокорных. Для этого Ра превратил Хатхор в Сехмет - злобную львицу.

В этой форме богиня принялась массово истреблять людей и утопила землю в крови. От этого зрелища Ра пришел в ужас и передумал убивать всех людей. На следующий день бог напоил Сехмет допьяна тысячей кувшинов кроваво-красного пива, которое богиня-львица приняла за кровь, и тем спас род человеческий от окончательного уничтожения.


Характер богини Сехмет был непредсказуемым, и контролировать её было невозможно. При этом яростная Сехмет считалась охранницей фараона. Самих фараонов сравнивали с Сехмет. Эта богиня занималась истреблением врагов богов, а фараон точно так же считался защитником Египта от внешних противников. В качестве атрибута Сехмет-истребительницы изображались горящие стрелы.

Несмотря на то, что Сехмет жестоко расправилась с людьми по приказу Ра, богиню считают защитницей человеческого рода и хранительницей мира. В минуты опасности древние египтяне обращались к Сехмет. Эпидемии и мор объяснялись гневом Сехмет. Когда во времена Аменхотепа Третьего Египет охватила эпидемия чумы, фараон повелел изготовить семь сотен статуй Сехмет, чтобы богиня сменила гнев на милость.


Египетские мифы о сотворении людей утверждают, что Сехмет создала азиатов и ливийцев. Храмы богини строились на краю пустынь, населенных дикими львами - животными Сехмет. В Гелиополисе тоже был храм богини, и священные львы жили прямо внутри этого храма.

Детали биографии богини раскрываются во множестве древнеегипетских текстов, среди которых «Книга земли», «Книга врат», «Книга пещер», «Тексты пирамид» и прочие.

Семья

Супруг Сехмет - Птах, бог-творец. Птах изображался в виде плотно укутанного в одежды мужчины с посохом в руках. Считалось, что Птах находится за пределами сотворенного мира. Птах считался творцом душ, повелителем остальных богов, правителем земли и неба. Центр культа Птаха, как и культа Сехмет, находился в Мемфисе. Храм Птаха в Мемфисе располагался вне городских стен, тем самым подчеркивая загадочный характер самого бога.


От Птаха богиня Сехмет родила Нефертума - бога растительности. Этот бог изображался в виде юноши, у которого из головы растет цветок лотоса, либо в образ младенца, который восседает на цветке лотоса. Бога изображали также в образе льва или юноши с головой льва.

  • Сехмет - персонаж мультсериала «Египтус». Там богиня изображена в виде женщины с головой львицы. На руках у героини когтистые металлические перчатки, а ноги защищены наколенниками. Одета она в фиолетовую юбку со шлейфом и топ. В мультсериале изображены и другие боги Древнего Египта, например, и , которого Сехмет по сюжету недолюбливает.

  • Храм богини Сехмет присутствует в компьютерной игре «Ассасин Крид» в локации Имау. Там можно взять квест «Несущая смерть», при выполнении которого герой получает костюм Сехмет. Также в этой игре можно пройти испытание, во время которого придется сразиться с самой богиней Сехмет.
  • Благодаря распространенности образа Сехмет в популярной культуре, у богини много поклонников. Фаны создают арты, изображая богиню во всевозможных вариантах, и даже пишут фанфики с участием Сехмет.

Статуя Сехмет в "Эрмитаже"
  • В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится громадная храмовая статуя богини Сехмет, высеченная из черного гранита. Статуя датируется серединой XIV века до н.э.